Общеизвестно, что абсолютно все великие Дома мод начинались с небольших ателье и магазинчиков. Эти “конторки” открывались талантливыми людьми, и если идеи были признаны, превращались в роскошные магазины самых модных улиц мировых столиц. XIX-XX век были таковы, что в основе практически любого бизнеса и каждого модного Дома лежала семья. Однако семейный бизнес рано или поздно перестает быть семейным. Сейчас практически не осталось Домов мод управляемых если не самими создателями, то хотя бы их наследниками. Дом Gucci постигла та же участь, к огромному сожалению, на сегодняшний день ни один из представителей древнейшего рода не продолжает дело, начатое знаменитым предком.
А как хорошо все начиналось.… На рубеже XIX-XX веков итальянский шорник Гуччио Гуччи (1881 - 1953) основал маленькую фирму, но с очень ”большим”, громким названием – Дом Гуччи, которая специализировалась на изготовлении различных аксессуаров для верховой езды: седел, шлемов, уздечек и т.д. В 1920 году седельных дел мастер открыл собственный магазин. Со временем появилась постоянная клиентура, которая позволила расширить ассортимент и перейти к выпуску чемоданов, портпледов, сумок и прочего дорожного багажа.
Изделия от Gucci стали необычайно популярными, и вот его небольшой магазинчик по адресу Via della Vigna Nuova 7 уже знал каждый уважающий себя модник. Продукция от Гуччи представляла собой весьма элегантные и очень дорогие изделия. “Золотой молодежи” – наследникам аристократических фамилий, - очень кстати полюбившей путешествия, предоставили вычурные кожаные аксессуары, отличавшиеся удивительной филигранной отделкой. А завершающим штрихом роскошного скарба стал фирменный вензель – две переплетенные буквы G.
Очень скоро продукция бывшего ремесленника получила признание во всем мире. В 1938 году был открыт магазин на Via Condotti – самой престижной улице Рима тех лет.
Именно мастера Гуччи шили сапоги для итальянского диктатора Муссолини. Однако детали этого спецзаказа держались в секрете – дуче был ранен во время Первой мировой войны и сильно хромал. Умелый покрой сапога скрывал этот дефект, а высокопоставленный клиент весьма щедро платил своим придворным сапожникам. Так что не удивительно, что в это же время семейство Гуччи превращается в клан: к бизнесу Гуччио присоединяются его сыновья – Альдо, Васко, Рудольфо и Уго. Кроме кожаных изделий для сильной половины человечества, дом Гуччи стал предлагать товары для изысканных леди: ридикюли, сумочки, перчатки. Позже в ассортименте Дома появились мужские галстуки и шейные платки «для истинных джентльменов» — их дизайн разработал один из сыновей - Альдо. Шарфы, меха, легкие туфли типа мокасин с шипованой подошвой, духи и даже…спортивные тренажеры.
Война – оказалась великой бедой, но для Guccio Gucci она не стала препятствием, а наоборот открыла новые горизонты. Из-за перебоев с кожаным сырьем в качестве материала для сумок стали использовать лен, пеньку, джут и бамбук, изделия из этих материалов стали пользоваться небывалым успехом у покупателей.
В 1947 году появляется произведшая фурор небольшая кожаная сумочка с бамбуковой рукояткой (эту модель обожали такие знаменитые дамы как Ингрид Бергман и Жаклин Кеннеди).
Известная актриса Грейс Келли просто влюбилась в творение Gucci. Долго она была лицом марки, а став княгиней Монако назначила Гуччи официальным поставщиком княжеского двора. Вот так успех!
В 1953 году он открыл магазин на Манхеттене, в самом центре Нью-Йорка.
Когда-то в этот магазинчик заглянула и Жаклин Кеннеди, и ей тоже приглянулась сумочка с бамбуковой ручкой. Однажды первая леди, позируя фотографу, игриво закинула сумочку на плече — и американцы быстренько состряпали сумочке свое, семейное название «Джеки-О!».
В 60-е годы XX века бренд Gucci становится символом современности, изящества и роскоши. С 1960 модель туфель loafer на шипованной подошве, которую с удовольствием носил Джон Кеннеди, и поныне пребывает в Нью-Йоркском Музее современного искусства по соседству с работами Энди Уорхолла. Президенты США Рональд Рейган и уже упомянутый Джон Кеннеди одевались и обувались исключительно у этой итальянской фирмы. Ежегодный оборот “GG” составлял 800 миллионов долларов. По словам Рудольфо Гуччи, всемирное признание стало возможно потому, что “компания была семьей, а семья была компанией”. Семья превыше всего – очень по-итальянски.
Но, как написал в одном из романов Лев Толстой, “Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая семья несчастлива по-своему”. Вот и семейная лодка Gucci дала течь. После смерти отца в1953 году семейный бизнес прибирает к рукам Альдо Гуччи. В период его правления Дом начинает выпуск элитных часов. Это, как и многие другие вещи в мире моды (вроде ошибки парфюмера или соседства в самолете) произошло случайно, благодаря неисправности на телефонной линии. Американский продавец часов бельгийского происхождения Северин Вундерманн, будучи проездом в Нью-Йорке, обзванивал своих покупателей, и как говорится “не туда попал”: вместо очередного клиента, ему ответил Альдо Гуччи. Не растерявшийся часовщик тут же предложил хозяину великой империи сотрудничество. Он стал основателем “Gucci Timepieces”, швейцарского подразделения Дома, полностью отвечающего за производство часов и ювелирных украшений.
Однако вернемся к делам семьи. Братьям и детям Альдо до такой степени не нравился авторитарный стиль управления компанией, что один из его сыновей обнародовал финансовые документы, изобличающие отца в уклонении от уплаты налогов. Но воспользоваться свержение собственного родителя неблагодарный отпрыск не сумел. Его кузен Маурицио Гуччи ловко обратил разразившийся скандал себе на пользу и смог потеснить как своего дядю, так и двоюродного братца. В 1989 году Маурицио Гуччи стал президентом компании.
«В 1960-х и 1970-х брэнд Gucci считался верхом шика благодаря таким иконам, как Одри Хепберн, Грейс Келли и Жаклин Онассис. Но к 1980-м годам Gucci утратил свою привлекательность, превратившись в пошлый аэропортовый брэнд». Грэйдон Картер Vanity Fair
В погоне за сиюминутной прибылью свежеиспеченный глава компании начал активно продавать лицензии на производство товаров со знаменитым логотипом. В результате, все кому не лень начали буквально штамповать ширпотреб с двумя переплетающимися “G”. В довершении ко всему в 1993 году Маурицио и вовсе продал семейное дело арабской финансовой компании “Investcorps”, принадлежавшей министру иностранных дел Саудовской Аравии, страстному коллекционеру дорогих наручных часов.
Однако деньги самому непорядочному из членов клана Гуччи счастья не принесли. В марте 1995 года последний наследник империи был застрелен в приемной собственного миланского офиса.
На следующий день после убийства об этом напишут все газеты мира. Позднее следствие докажет, что заказчиком убийства была жена жертвы, Патриция Реджиани Гуччи.
Мотив – банальная ревность, она узнала, что супруг собирается развестись с ней и жениться на своей многолетней любовнице. После скандального судебного процесса Патрицию приговорили к 26 годам судебного заключения. Проведя, пять лет в тюрьме “Сан-Витторе”, она попыталась покончить жизнь самоубийством, повесившись в своей камере. Заключенную перевели в другую тюрьму, и, ухватившись за появившийся повод, адвокаты начали убеждать суд сменить меру пресечения на домашний арест.
Но, даже после многочисленных апелляций дело с мертвой точки так и не сдвинулось, зато появилась жутковатая семейная легенда, в полголоса называемая “проклятие Маурицио”. Она гласила, что все кто попытается ознакомиться с документами по делу “черной вдовы”, будет настигать странная болезнь. Сыпь на лице и шее, а так же необъяснимые принципы тошноты вынудили большинство адвокатов отказаться от ведения дела Патриции. И хотя эксперты утверждают, что странные симптомы вызывают микробы, которые расплодились на бумагах за время их хранения в Верховном Суде в Риме, многие полагают, что это “самое обыкновенное” итальянское родовое проклятье.
Мистицизмом не мог, не проникнутся и сам бренд “Gucci” – в великосветском обществе появляться в вещах этой марки стало дурным тоном. Мало того, что изделия марки перестали быть эксклюзивными (а ведь именно к этому всегда стремились высшие слои общества), так еще и скандальное убийство с подозрительными последствиями в качестве бонуса. Тонущее предприятие, как когда-то всю Америку, вывез Форд…
В 1994 году на должность главного дизайнера Дома Гуччи был назначен американец с легендарным именем – Том Форд. Свой путь в мир высокой моды он начинал в качестве модели, затем снимался в телесериалах и рекламных роликах (некоторое время он был лицом “McDonald’s” и “Old Spice”), обучался искусству создания интерьера в школе дизайна в Лос-Анжелесе.
Первый показ в 1994 г. прошел не так успешно, как ожидалось, но к показам 1995-1996 г. Форд уже выработал свою успешную линию, облачив супермоделей в открытые сатиновые рубашки и вельветовые обтягивающие брюки с поясом ниже талии. Коллекция сочетала в себе секс и импульсивный стиль жизни. Именно это и привлекло к себе внимание. В течение нескольких месяцев звезды Голливуда - такие, как Мадонна, Гвинет Пелтроу, Элизабет Харли - начали одеваться только в изделия от Gucci. А все еще производившиеся сумки и чемоданы от Gucci раскупались настолько молниеносно, что возникли проблемы с поставкой новых товаров.
За несколько лет Тому Форду удалось не только вернуть имени Гуччи былую славу, но и превратить компанию в одного из лидеров на мировом рынке моды и предметов роскоши. Любая вещь становится ВЕЩЬЮ, если она от Гуччи.
“…Сумка – Gucci, никаких денег не жалко!” – Confession of a Shopaholic
Сейчас объемы продаж Gucci достигают колоссальной отметки, они превышают 214 млн. евро. Gucci Group является третьим по величине модным конгломератом, контролирующим бренды Gucci, Yves Saint Laurent, Alexander McQueen, Bedat & Co., Boucheron, Roger & Gallet, Stella McCartney.
Мечта молодого итальянца Гучио Гуччи о всемирно известном бренде в мире моды сбылась. Жаль только, что сегодня никто из семейства Гуччи уже не имеет ни малейшего отношения к знаменитому вензелю – двум переплетающимся G.
Комментарии
Подписаться