Однажды моя мама пришла с работы и рассказала поразительный и вопиющий, с ее точки зрения, случай. Хирург поликлиники, в которой она работает, Михалыч, пришел на работу и хвастался врачихам своей дизайнерской находкой: он сшил себе семейные трусы из красного флага с серпом и молотом на заднице.
Пару последних модных сезонов я ловлю себя на мысли, что ничего не понимаю. Мне понятны некоторые вещи, тенденции, общее направление, но я совершенно разучился различать с первого взгляда авторов той или иной коллекции. Возможно, это начало старческого слабоумия, но именно этой осенью, просматривая журналы и перелистывая бесконечные рекламные страницы, у меня оформилась одна грустная мысль, которой я сейчас и поделюсь с вами.
Вот были золотые времена Моды: Пуаре, Диор, Сен-Лоран, Ямамото, Мияке, Жиль Сандер, и все было на своих местах. Марки были как касты: они иногда пересекаются, но стараются не вступать друг с другом в близкие отношения. По тому, что на тебе надето, можно было почти с первого раза определить твой круг, твои интересы, да и автора или марку вещей можно было легко опознать.
Вы не замечали, что за последние несколько лет в мире моды и тенденций не возникло ни одного более-менее оформившегося течения, по которому можно идентифицировать 2000-е. Раньше я думал, что все дело в бешеной смене тенденций: практически ничего не приживается больше чем на три сезона (я не беру во внимание массовую моду на джинсы с низкой посадкой, стразы и спортивные костюмы с каблуками. Мы говорим только о серьезных марках и реальных тенденциях), когда дизайнеры стараются перещеголять в придумывании кардинально нового самих себя. Потом я думал, что все дело в том, что 2000-е – это и есть бесконечное цитирование и интерпретация того, что было создано в предыдущие века. Сегодня мои мысли приняли более мрачный характер: это «цитирование» сыграло злую шутку: коллекции разных дизайнеров потеряли свое лицо и черты, по которым можно отличить, например, Prada от Azzedine Alaia. Положа руку на сердце, вы отличите одно от другого, если закрыть второй, свободной рукой, название марки?
95 процентов коллекций этого сезона вообще лишены какой-либо индивидуальности своих авторов. То есть, к примеру, «металлическую» коллекцию Dolce&Gabbana мог создать, например, Тьерри Мюглер. А коллекцию Nina Ricci могли создать Dolce&Gabbana, причем без ущерба собственной легенде и ореолу марки. Chanel еще можно отличить по фирменным элементам, которые Карл уже перетасовал в такой салат Оливье, что становится тревожно и возникает азарт: когда же эти все твидовые камелии на цепочках дадут сбой? С сумками и аксессуарами та же беда: очень тяжело, не зная наверняка, разобраться, где кончается Prada и начинается Marc Jacobs. Спасают только треугольники первой и двойная стежка второго. То есть, относительно сегодняшних коллекций нельзя уже воскликнуть что-то типа: «Ах, так мог сделать только Жан-Поль!» или «Оборки всегда были коньком Стефано!». Ни фига. Все поголовно освоили искусство оборок, а мигрирующие коллективы дизайнеров уже пометили своим мастерством все что угодно, вплоть до H&M.
Дело, как мне кажется, вовсе не в пресловутом «вдохновении», которое дизайнеры якобы черпают в прошлом. Такое ощущение, что они начинают черпать вдохновение в настоящем, чаще всего эти источники одни и те же, причем, не брезгуют ничем. Взять, к примеру, тенденцию на широкие ремни: это все хорошо, но, пожалуйста, господа, сделайте их разными! Хорошо маркам с историей: у них есть фирменные элементы, которые могут быть изображены хоть на шапке, хоть на флаконе духов ( Hermes, Chanel), а что делать маркам с не таким большим стажем? Простым размещением логотипа во всю грудь или ягодицы уже не обойтись: никто не купит.
Я говорю о кризисе идей. Возможно, это и есть отличительная черта 2000-х. По этой неразберихе и увлекательной викторине с угадыванием имен их и смогут отличить в будущем. Не верьте в стиль и легенды, верьте только в вещи, которые, если вы их сейчас не реализуете и не выставите на продажу, завтра придумает Николя Гескьер. И не важно, что это будет за вещь, хоть трусы из флага, – действуйте и опережайте!
А что касается Михалыча с его дизайнерским опытом – не спрашивайте, он плохо закончил. Спился. Надо думать, не от творческого кризиса.
Комментарии
Подписаться