ва01. Модные вещи
Девиз минувшего десятилетия – «Модно все». Нулевые стали тиглем, в котором выплавлялся некий стиль нового века – что из этого выйдет, мы, если повезет, увидим в 10-е годы. В моде годами одновременно держались практически все известные стили, направления и тенденции. Особую ценность приобрел индивидуальный стиль. А для тех, кому все это было слишком сложно, мода предлагала конкретные вещи: джинсы в стразах, туфли с перьями, сумки Muse и прочее. Еще одним результатом поисков стало то, что мода – читай модные вещи – менялась каждый сезон, а в последние годы и чаще
02. Практичный кутюр
То, что коллекции haute couture могут служить отличной рекламой модным маркам, индустрия моды открыла еще в 90-е. В 2000 она поняла, что кутюрные вещи – это еще и очень практично. Окончательно укрепил дизайнеров в этой мысли кризис, заставивший кутюрье показывать универсальные коллекции – ручной работы и вечно-классического силуэта. А самый молодой кутюрье, Alexis Mabille, даже возвел практичность кутюра в идеологию, объявив о революции в высокой моде и показательно продавая аксессуары из своих коллекций через интернет.
03. Сплошной fake
В нулевые проблема подделок стала волновать не только Louis Vuitton. Пронырливые и мобильные недорогие бренды, благодаря новым информационным возможностям, стали буквально с подиума «снимать» новые модные модели. Затем их изменяли ровно настолько, чтобы на них нельзя было подать в суд, и выбрасывали в продажу – практически одновременно с фирменными коллекциями. Пионером этой пиратской деятельности стала Zara, но в 2000-е модных флибустьеров стало великое множество, к ужасу «настоящих» модных брендов.
04. Мода вышла в интернет
Ведущие журналы и все мало-мальски приличные марки соревнуются в том, чей сайт более стильный, а воговский style.com не только стал самостоятельным медиа, но и окончательно уничтожил миф о закрытости и недоступности модной информации, целиком выкладывая показы со всех подиумов мира практически в режиме реального времени. Там же, в интернете, моду можно и купить.
05. Интернет вошел в моду
Блоггеры и созданные ими бесчисленные ресурсы, через которых идет обратный поток street fashion и прочей стихийной информации, уничтожили монополию печатной модной прессы на диктатуру модных мнений. Модная блогосфера представляет здоровую альтернативу погрязшим в кобрендинге глянцевым журналам и стремительно становится реальной силой, способной формировать вкусы и предпочтения молодой модной аудитории. Вывод очевиден: скоро в блоги придет реклама.
6. Марка взамен дизайнера
В минувшее десятилетие мы стали свидетелями ухода на покой многих легендарных дизайнеров. Валентино Горовани, Ив Сен Лоран, Кензо под рыдания моделей и преданных клиенток в последний раз вывели моделей на подиум и попрощались с миром моды. Но самое главное, что их уход никак не повлиял на коммерческий успех брендов их имени. Модельер, личность которого еще пару десятилетий назад была практически священной, нынче стал практически никем, по сравнению со значением собственного бренда. Еще одно доказательство победы бренда над человеком – возрождение некогда забытых домов моды: Lanvin, Vionnet, Irfe и прочих, существовавших часто еще до войны. Дизайнеров, их основавших, уже нет и быть не может, но это ничуть не мешает удачной раскрутке и продвижению бренда. В конце концов, в подавляющем большинстве марок дизайнеры меняются едва ли не каждый сезон.
7. Феномен celebrities
Итак, дизайнеры перестали быть рекламой своих брендов. Перестали ею быть и топ-модели, хотя бы потому, что в 2000-е топ-моделей не было, все они остались в 90-х. Но свято место пусто не бывает, и в нулевые годы рекламировать моду стали celebrities. Когда Леди Гага, Бейонс, Кайли Миноуг и солистка группы Моloko выступают в платьях из одной коллекции Гарета Пью – это уже маркетинг. А Виктория Бекхэм на front row показа Марка Джейкобса – это эффективный маркетинг.
8. Удачные банкротства
В конце нулевых мы стали свидетелями нескольких банкротств модных домов – довольно экзотическое событие для последних десятилетий. Наиболее удачным, бесспорно, было банкротство Дома Christian Lacroix. В ходе операции дизайнеру удалось избавиться от долгов, выпустить кутюрный показ практически бесплатно и, главное, получить невиданное паблисити, искренность и размах которого не купишь ни за какие деньги. С этим багажом можно искать новых спонсоров – чем кутюрье и занимается.
9. Мода как часть культуры
Мода настаивает на том, чтобы к ней относились всерьез. И, подавая пример, сама к себе относится всерьез. Публикуются серьезные книги-исследования стилей и тенденций, одна за другой проходят выставки в лучших музеях мира. Наперегонки пишутся истории моды – солидные, толстые, как и положено историям важного культурного явления.
10. Непрерывный поток
То, что 4 коллекции в год – это как-то мало, ощущалось еще в конце 80-х, когда утверждалась культура круизных коллекций. Позже к ним добавились пре-коллекции, а вторая половина 2000-х породила замечательное изобретение, которое навсегда избавило дизайнеров от бессмысленной привязки к календарю. Капсульные коллекции – универсальное решение. Их можно делать по любому поводу и без повода, они состоят из произвольного количества единиц и превращают процесс производства новых модных вещей в плавный и непрерывный процесс.
Комментарии
Подписаться