Views Comments Previous Next Search

РОССИЙСКАЯ МОДА: ИТОГИ ДЕСЯТИЛЕТИЯ. Часть вторая

675599
НаписалMax Chernitsov28 января 2010
675599

 Продолжаю обзор материалом об отечественной модной журналистике. 

первую часть, посвященную неделям моды, смотрите здесь: http://www.lookatme.ru/flows/moda/posts/82401-rossiyskaya-moda-itogi-desyatiletiya-chest-pervaya

Общемировой тенденцией, которая затронула и Россию, стало расширение информационного поля и одновременно падение профессионализма в моде. Обо всем по порядку.

 Если прежде о показах и модной одежде писали лишь в профессиональных журналах, а свежие репортажи показывали мельком в новостях или на “Fashion tv”, то теперь каждый второй дамский блог посвящен обсуждению коллекций, показов и, непременно, новых сапожек, которые счастливая поклоница моды купила в ZAR’e, а в блог выложила фотографию удивительно похожей пары от Givenchy, раз в 50 дороже. Как правило, девушка уверена, что бренд Givenchy перерисовал модель, ведь заровская “моя прелесть” уже на ногах, а прославленный Дом только пару месяцев назад показал модель на подиуме. В российской блогосфере фанатичные модоманки и модоманы позволяют себе писать с такой бескомпромиссной уверенностью, будто являются по меньшей мере редакторами моды издания с мировым именем. И на многих это действует!!! А уж как у нас любят разбрасываться эффектными клише вроде “гений”, “надежда русской моды”, “серый кардинал от моды”. Так мнимые авторитеты несут в массы ложную информацию и засоряют доверчивый мозг.

Недавно в обзоре миланской мужской недели моды на одном из сайтов нахожу: “Считается, что Неделя Высокой Моды в Милане представляет самые продаваемые коллекции”. На мой вопрос, понимает ли автор, о чем пишет, девушка безапеляционно отвечает: ”То есть вы, например, не согласны с Русским Vogue?” Хохотал до кишечных колик! Пришлось просвятить автора статьи: российский “Vogue” - женский журнал и о мужском моде не пишет, соответствено - ссылка на него, мягко говоря, не оправдана; мужской недели Высокой моды не существует ни в Милане, ни в любом другом городе; на Неделе Высокой моды представляются коллекции haute couture, которые полуручным способом за сумасшедшие деньги шьют всего несколько домов мод в мире и в магазине эти платья не купишь, а можно лишь заказать в ателье при Доме индивидуально. Так что о “самых продаваемых” – тоже не в тему. В двух предложениях три фактических ошибки.

То, что модой интересуются многие  - замечательно! Выкладывайте картинки понравившихся нарядов и фотографии любимых моделей, певиц и актрис, пишите комменты “хочу” и “нра”, только не  изображайте из себя профессиональных знатоков моды! А если очень хочется сказать свое веское слово – говорите его посредством визуальных образов. Когда не хватает фактических знаний о моде, полагайтесь на врожденное чувство стиля (если оно есть) и составляйте коллажи или ассоциативые ряды. Отличный выход! Некоторые попытки, например на сайте “Look at me”, вполне успешны.

  Что же касается профессионалов… людей, которые реально могут анализировать и адекватно излагать, можно сосчитать по пальцам.  И, к сожалению, число их не увеличивается. Что тому виной? Сложно сказать. Человек, пишущий о моде, должен, как минимум, обладать искусствоведческим образованием и знаниями об истории моды. А с другой стороны, кому нужны аналитики моды, если в стране до сих пор большиство населения кроме двух имён никого не знает?!

Не поддаваясь пессимизму, отмечу, что в интернете появилось немало интересных, заслуживающих уважения, проектов. Это и первые электронные журналы о моде вроде “LAM”, “12/24”; и колонка Юлии Выдолб в “Афише”, и некоторые авторские блоги. Многие глянцевые издания обзавелись интернет версиями (Vogue, GQ, Elle, Bazaar и другие), вполне самостоятельными проектами, с рубриками, темами, которые не может себе позволить  родительский формат.

Теперь о российском печатном глянце, бурное развитие и упадок которого мы наблюдали в прошедшем десятилетии.

Появилось бесконечное количество журналов-аналогов западных изданий. Перечислять не стану, чтобы не обидеть тех, о ком забуду. Закономерность: чем пафоснее было открытие, чем больший бюджет выделяли на запуск проекта, тем быстрее журнал сдувался. Самый яркий пример: “Sitizen K”. Обидно, что не выдерживали и стоящие проекты, например, “Jalouse”. Об аудитории привлекаемых читателей никто не думал, важнее в эпоху нефтяного изобилия было застолбить имя погромче. Однако, потребители выбирали совсем иное. Реального успеха достигли журналы, обращенные к рядовым покупательницам. В каждом крупном издательстве появился подобный проект: “Mini”, “Glamour”, “Cosmo shoping”. На их разворотах красовались вовсе не съемки Стивена Мейзела с фантастическими нарядами от Dior, а платья, шорты, блузки от Mexx, Benetton и прочих с указанием цены и списком адресов магазинов на последних страницах. Самым забавным вариантом “снижения” подиумной моды до обычных людей стала игра, предложенная, кажется, в “Glamour”, “хочу/могу” с фотографиями похожих вещей и их ценами: с пятью нулями и без пары оных. Второй секрет успеха таких изданий: карманный формат. Журнал легко помещается в дамскую сумочку.

Другим локомотивом  модной прессы стали издания о звездах: “Ok”, “Hello!”,  “Tattler”,  “StarHit”,  электронный “Spletnik.ru” На их страницах мода пышно шествовала по красной дорожке на высоченных шпильках. Российские дизайнеры  подсуетились: звезды всё чаще выбирают отечественные наряды, а их создатели получают возможность “засветить” собственное имя. Однако, если в Америке удачный образ может в одночасье сделать дизайнера знаменитым и гарантировать бурный рост бизнеса, то у нас успех заканчивается… пиаром.

“Большому” глянцу, чтобы выжить в такой ситуации, пришлось перейти в премиум сегмент. В нашей стране это означает не повышение качества работы журналистов и фотографов, не улучшение печати или авторский креатив, но напускание пафоса и повышение розничной цены.

К сожалению, в богатой  России за это десятилетие не появилось ни одного art-fashion проекта, проще говоря, журнала странного размера с большими и красивыми картинками в разворот, напоминающего, скорее, альбомы по искусству, нежели модную периодику. Я имею в виду формат “V”, “WAD”, “Hercules” и тд.

Единственным примером оригинального российского издания о моде (lifestyle журналы вроде “Афиши”, “Собаки” не в счет) можно назвать “Fashion collection”. Журнал этот за неимением конкурентов легко плодится и размножается на необъятных просторах Родины: уж в нескольких городах-миллионниках есть своя версия.

Главную претензию, которую стоит предъявить российскому глянцу последнего десятилетия, сформулирую так: ни одно издание не стало ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫМ АВТОРИТЕТОМ в области моды. Выделю четыре основные причины.

Главная: ДЕНЬГИ. Это неизбежность. Обвинять журналы в продажности глупо, люди зарабатывают. Не вижу ничего в этом постыдного. Те же, кто не может отличить заказные материалы от авторских, пусть так и пребывает в благостном прекраснодушии. Журналы пишут, повинуюясь зову коммерческого отдела. Лишь небольшое пространство, остающееся от “поддержки” рекламных разворотов, теоретически можно было бы посвятить российской моде. Что изредка и происходит.

Типичная: КЛАНОВОСТЬ. Под видом какого-то “удивительно уникального формата” почти каждое издание определило круг дизайнеров, о которых можно писать. Любимчиков главреды продвигают любыми доступными способами. Остальных просто не существует! Говорят, в российском “Vogue” есть даже “золотой” список, в который нельзя попасть ни за какие подарки, а лишь исключительно магической силой пафоса. В результате ни у одного журнала нет авторитета честного, прогрессивного издания, признаваемого всеми игроками отрасли. Свою местечковую позицию и вкусовщину редакторы прикрывают громкими именами, купленными по лицензии в Европе и Америке. Это заимствованные авториеты, но не приобретенные.

Архетипическая: ПОДРАЖАТЕЛЬНОСТЬ. К сожалению, это не вина журналистов. Это паранойя русской культуры  в целом: стесняться себя, своих корней, своего варварского славяно-татарского прошлого, заискивать перед европейской “утонченностью”. Российский дизайнер имеет шанс быть в глянце, если его коллекция “попадет” в западные тренды. Это давление на мозг лишает дизайнеров последних шансов делать что-то авторское. Между тем, потихоньку стали появляться черты русского образа в моде. Он далек от западного представления о “русском стиле”. Это не меха, не Доктор Живаго и не хохлома, а, скорее, тоска о тоталитарном прошлом и будущем, мечта о “сильной руке”. Но анализировать это некому. Отечественный глянец, проморгав очередную русскую сенсацию, напишет о ней ПОСЛЕ западных журналистов. 

Печальная: ПРЕРЫВАНИЕ ТРИДИЦИИ. История тоже, к сожалению, вполне русская: как только первое поколение “от сохи” научится вместо плуга работать на тракторе, его тут же как классового врага уничтожают, а на освободившееся место приходят новые “сохатые”. Репрессий, конечно, сейчас никто не устраивает, однако, на вскидку не могу назвать ни одного пишущего редактора моды, кто работал бы в одном издании хотя бы десять лет. Тех, кто наблюдал за рождением отечественной моды в конце 90х, кто видел её развитие в начале 2000х, кто сможет нащупать “корневую” особенность русской моды. Исключение, разумеется, составляют сторожилы-главреды, которые о русских писать всё равно не станут: разве после интервью с Карлом Лагерфельдом и Александром Маккуином положение позволяет?!?! Недавно увидел обрывок документального фильма о работе в американском Vogue и был поражен: ведущим специалистам журнала, кажется, всем… как раньше писали “за 35+5+5”. Как вы полагаете, кто инереснее напишет о традициях в образах Стефано Пилати? Тот, кто видел живьем показы Ив Сен Лорана в восьмидесятые или выскочка-студентка, которая накачает фоток из инета, и вообще, история для неё – это “винтаж”, “рвака” и мамин пыльный чемодан? В большинстве российского глянца стилистами, редакторами и журналистами работают люди околостуденческого возраста, не имеющие ни искусствоведческого образования, ни знаний по истории костюма и моды, зато амбициями и пафосом способные надуть не один дирижабль. Добавим сюда “блатных”: внучек писателей, дочерей олигархов, жен кинорежиссеров и тд – вот современные “профессионалы” от моды.

Не подумайте, что я ретроград. В моде, как в любой другой сфере деятельности “люди всякие нужны”.  И те, кто взламывает представление о реальности, молодые бунтари и провокаторы. Должны быть и те, кто, придя из иных сфер, сможет обогатить новыми знаниями. Но обязательно должны быть и другие: кто сохраняет “родовую” информацию, опытные и мудрые наставники. Если их нет, история и культура исчезают, а люди превращаются в “Иванов непомнящих”, которые полагают, что всё в моде придумала Zara.

По всем этим причинам претендентов на звание культового журнала, изменившего наши представления, пока нет. Российская мода, это относится не только к журналам, родилась недавно. Потому первой заветной мечтой стало желание “сделать как там”, а не  выдумывать что-то свое. Логика вполне оправдана, вот только за внешней атрибутикой успеха с годами всё явнее просматривается пустота внутренняя.   Не секрет, в редакции каждого издания лежат стопки журналов-конкурентов и периодики других стран. Все читают друг-друга, вдохновляются, учатся, используют… Дабы в душе читателей окочательно не поселилась древренусская тоска, закончу так:  надеюсь, со временем в редакциях Парижа, Лондона, Токио и Нью-Йорка каждый месяц с нетерпением будут ждать русских изданий.

 P.S. Дизайнерам отверженным, работающим для людей, а не ради глянцевого пафоса, рекомендую активнее сотрудничать с интернетом и тв. Эти ресурсы гораздо эффективнее.


Рассказать друзьям
67 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются