Что станет с маркой после того, как ее основатель покончил c собой.
В одном из своих последних интервью Александр МакКуин признался: «Мне уже 40. Надеюсь, что мой модный дом не исчезнет после моей смерти».
После ухода МакКуина фэшн-общественность задается похожим вопросом: Сможет ли компания Alexander McQueen процветать без своего вдохновителя. Прижизненные коллекции мастера естественным образом взлетели в цене, но есть ли будущее у бренда Alexander McQueen? Многим обезглавленным брендам удалось вернуться на творческий путь. Например, когда серийный убийца-гомосексуалист застрелил Джанни Версаче, брендом стала заниматься его сестра Донателла.
Небанальность и своеобразие стиля МакКуина заставляют всех испытывать глубокие сомнения в том, что кому-то удастся продолжить его дело. Сколь бы мощным ни был бренд Alexander McQueen, его, однако, практически невозможно отделить от фигуры самого Александра МакКуина. Как будет восприниматься бренд после самоубийства человека, по имени которого он назван и с которым крепко ассоциирован? Не станут ли вывески бутиков бренда по всему миру восприниматься как посмертные мемориалы.
Александр МакКуин пришел к славе в 90-е, заявив о себе дерзким стилем, не укладывающимися в голове фасонами и искусным шитьем. С его именем связывают возрождение британской фэшн-индустрии. Сложно представить, что кому-то окажется по плечу создание шедевров под именем Alexander McQueen: для этого нужно как минимум сочетать в себе те личные умения, которые создали предпосылки для ошеломительного успеха самого МакКуина.
Александр МакКуин помимо сверхъестественной фантазии обладал еще и неимоверным опытом закройки, который он приобрел, проработав долгое время портным. Кроме того, мода являлась для МакКуина не просто средством самовыражения, но языком общения с вечностью. Он создавал то, что никто до него не создавал, заслужив репутацию смутьяна и прорицателя. В интервью, опубликованном в журнале LOVE, MaкКуин предположил, что «фэшн-шоу должны эволюцинировать ближайшие 10 лет». Кто станет движущей силой этой эволюции в отсутствие МакКуина?
Контролирующая бренд Alexander McQueen французская ритэйл-группа PPR не спешит делиться планами о будущем марки. Возможно, в PPR еще и сами не знают как поступят. В единственном выпущенном после смерти МакКуина заявлении директора PPR Франсуа-Анри Пино содержатся лишь эпитеты, восхваляющие «гений» МакКуина, а сам модельер именуется «одним из величайших дизайнеров его поколения». «Он генерировал эмоции с выходом каждой его коллекции», – сказал Пино. «Как визионер и авангардист, в своей работе он вдохновлялся как традиционализмом так и ультра-современностью. Его творчество носит вневременной характер».
Попробуем предугадать судьбу Alexander McQueen, обратившись к истории. Миру высокой моды известно много примеров преемственности:
|
Смерть Версаче в 1997 была не менее неожиданной, чем смерть МакКуина и произошла как раз в то время, когда его компания собиралась стать публичной. Сестра Донателла, которая в это время уже набралась опыта, творя для марки Versus, возглавила Versace. Но Versace так и не было суждено разместиться на бирже, более того – компания вынуждена была бороться за поддержание хоть каких-то продаж в то время, как рынок люкса агонизировал в пору финансового кризиса. |
|
В отличие от истории с Versace, компания Франко Москино стала использовать наброски дизайнов итальянского кутюрье, оставленные им после смерти в 1994. Франко даже с того света удалось подшутить над фэшн-истэблишментом, и без того истерзанного провокациями при жизни дизайнера. Креативным директором Moschino стала бывшая ассистентка дизайнера Роззелла Джардини. |
|
Когда Том Форд пришёл в Gucci, он превратил сдержанную и занимавшуюся преимущественно кожанными изделиями марку в самый свежий и сексуальный из итальянских брендов. Когда он покинул компанию и запустил собственную мужскую линию, сменившая его Фрида Джианнини не позволила Gucci скатиться в бесславное прошлое и сумела поддержать заданный Томом Фордом курс лейбла. |
|
Карл Лагерфельд честно и самоотверженно придерживался стиля, сформулированного Коко Шанель, трудясь дизайнером в модном доме Chanel с 1983. Известная «маленьким черным платьем» Шанель ушла из жизни в 1971. «Живой мемориал мне кажется предпочтительнее шикарно убранной могилы», – сказал Лагерфельд несколько лет назад. «Благодаря нам ей повезло сохраниться так, как мало кому удалось. Я имею ввиду не только себя, но и людей, стоящих у руля компании». |
|
Valentino тоже пришлось несладко после ухода итальянского гранд-дизайнера Валентино Гаравани на пенсию. Сменившую его на месте и пришедшую из Gucci Алессандру Фаччинетти выставили за порог как только она показала свою вторую по счету готовую коллекцию. По ее признанию, о том, что ее уволили она узнала из пресс-релиза. |
|
Giorgio Armani являет собой любопытный пример случая, когда компания остается во владении и управлении дизайнера-основателя. Армани, несмотря на недавно перенесенный гепатит, желает оставаться сам себе боссом настолько долго, насколько это возможно. |
В мире, где дизайнеры столь же непостоянны, как и тренеры, нанимаемые в спортивными команды, заправляющие большинством домов бизнес-конгломераты имеют много вариантов для поддержания жизни бренда. Кроме того, количество людей, участвующих в разработке коллекции, не ограничивается одним дизайнером.
Сам МакКуин создавал дизайны для Givenchy, пока Gucci Group не переманили его предложением запустить собственный лейбл. МакКуин предпочитал не вспоминать о своей работе с Givenchy, но позже признал, что плохо обошелся с домом и причиной тому были деньги. Бывший муж Александра МакКуина Джордж Форсайт на днях рассказал прессе, что сделку в 50 миллионов фунтов с Gucci они отметили с пакетом чипсов и бутылкой Bacardi Breezer.
Сложно объяснить, почему, осиротев, одни бренды теряют в весе, а другие продолжают наращивать успех. Для одних марок утрата связи с основателем является фатальной, а для других импульсом к чему-то новому. Скорее все дело в особом неосязаемом сочетании таланта дизайнера с ДНК бренда.
Образность Alexander McQueen равно как и возведенную в культ элегантность Armani чрезвычайно сложно воспроизвести. Если Gucci Group все же решатся привлечь нового дизайнера, ему суждено столкнуться с трудноразрешимой и незавидной миссией.
Комментарии
Подписаться