Views Comments Previous Next Search

Эдельвейс против свастики: антимода Третьего рейха

9725366
НаписалДарья Ермилова25 апреля 2010
9725366

Антимода Третьего рейха - часть первая.

В год 65-летия Победы мы вспоминаем о событиях и героях Второй мировой войны. Было бы справедливо не забыть и о немецком Сопротивлении нацизму, которое имело разные формы – от коммунистических и студенческих подпольных организаций (Красная капелла, Белая роза) до заговоров офицеров Вермахта, от религиозной оппозиции до молодежных субкультур, создавших антимоду как протест против тоталитарного режима. О последних в нашей стране в советские времена вообще ничего не было известно. И во многих работах западных авторов история молодежных субкультур ХХ века начинается с послевоенной эпохи, породившей битников, байкеров, тедди-бойз и советских стиляг. Самые ранние молодежные субкультуры появились во время войны – в 1942 г. зутиз в США и зазу во Франции. Но в нацистской Германии их предшественники появились еще ДО войны. Первыми создателями молодежной антимоды были представители немецкой молодежи, отвергавшие нацистскую идеологию и официальный стиль жизни Третьего рейха - «Навахос», «Пираты Эдельвейса», «шлурфы» и «свингюгенд». В этом посте речь пойдет о рабочих молодежных субкультурах Третьего рейха.

______________________________________________________________________

Молодежные субкультуры с 1960-х гг. стали неиссякаемым источником инноваций в моде и любимым творческим источником для дизайнеров. Их стили возникали как антимода, которая спустя какое-то время могла преобразоваться в официальную моду. Антимода – одно из проявлений социальной идентификации, которое выражается в следовании стилю своей группы (идентификации с группой) и отказу от общепринятой моды. Антимода всегда является формой выражения протеста. Примеры антимоды можно найти и в прошлом – от германских ландскнехтов эпохи Возрождения до санкюлотов времен Великой французской революции. Но в ХХ веке чаще всего антимоду создавали представители молодежных субкультур.

Побудительной причиной появления оппозиционных режиму групп молодежи в Третьем рейхе стало создание молодежных нацистских организаций. 17 июня 1933 г. Бальдур фон Ширах был назначен главой молодежи германского рейха и стал руководителем и координатором работы системы уже существовавших нацистских детских и молодежных групп: Союза германских девочек (10-14 лет) и Союза германских девушек (14 -18 лет, обе организации объединялись в «Bund Deutschen Madel» - BDM), «Германской молодежи» (мальчики 10-14 лет) и гитлерюгенда («Гитлеровская молодежь» - «Hitler Jugend» (14-18 лет). Первоначально членство в этих организациях было добровольным, но после прихода нацистов к власти были постепенно ликвидированы почти все молодежные организации (кроме Лиги католической молодежи), а левые рабочие организации были просто запрещены. В результате умелой пропаганды численность нацистских организаций росла («Дети хотели вступить в гитлерюгенд, остаться за бортом этой организации было худшим наказанием»). В 1936 г. нацистское молодежное движение насчитывало 5,4 миллиона членов. 1 декабря 1936 г. был принят закон, который сделал членство в этих организациях практически обязательным, и их численность возросла до 7 миллионов.

В Третьем рейхе обожали военизированные парады:

Эдельвейс против свастики: антимода Третьего рейха. Изображение № 1.

Цель, которую преследовали нацисты своей молодежной политикой – воспитание молодежи, лояльной режиму. Новые члены гитлерюгенда должны были принести присягу на верность фюреру, была разработана церемония торжественного приема в члены гитлерюгенда. В отличие от аналогичных советских детских и молодежных организаций (октябрят, пионеров и комсомола) в нацистской Германии было четкое деление по половому признаку, так как национал-социалисты не признавали никакого равноправия женщин в общественной жизни – им отводили только традиционные роли матери и подруги. Так что главной задачей организации для девочек до войны было воспитание здоровых будущих матерей «истинных арийцев», а организации для мальчиков должны были «ковать» солдат для Вермахта.

Эдельвейс против свастики: антимода Третьего рейха. Изображение № 2.

Гитлер говорил в 1935 г. на Нюрнбергском съезде партии: «То, чего мы ждем от нашей германской молодежи, в корне отличается от того, что ждали люди от молодежи в прошлом. Мы считаем, что германский юноша будущего должен быть стройным и гибким, быстрым, как гончая, прочным, как ремень, и твердым, как крупповская сталь». Поэтому упор делали не только на идеологической «обработке», но и на физическом развитии: спортивной подготовке, а позднее на военной подготовке. Членов Гитлерюгенда буквально «истязали» спортивными соревнованиями и походами, «закаляющими» дух и тело. Популярны были спортивные лагеря на открытом воздухе.

Каждый член гитлерюгенда – потенциальный солдат Вермахта:

Эдельвейс против свастики: антимода Третьего рейха. Изображение № 3.

Униформа, отдание салюта (нацистское приветствие «Хайль Гитлер»), военизированные парады должны были воспитывать будущих солдат. Нужно отметить, что с этой задачей «Гитлерюгенд» блестяще справился, как, впрочем, и ВЛКСМ. Если в странах антигитлеровской коалиции в войсках ПВО в основном служили женщины, то в Германии, в соответствии с национал-социалистической доктриной четкого разделения ролей полов, женщин в армию почти не допускали, за редким исключением (за серую форму даже в самой Германии их уничижительно называли «серыми мышами»). Поэтому к концу войны во многих частях ПВО служили 15-16-летние подростки из гитлерюгенда, геройски сражавшиеся, например, в боях в Рурской области.

Сдавшиеся советским солдатам в мае 1945 г. подростки из гитлерюгенда в Берлине:

Эдельвейс против свастики: антимода Третьего рейха. Изображение № 4.

Члены гитлерюгенда носили униформу – черные шорты, коричневые рубашки и черные галстуки. Обязательными были короткие «армейские» стрижки с залихватски зачесанным пробором. Именно такой образ был ненавистным для тех, кто был против спортивной и военной муштры.

Официальный «эталон красоты» юноши в Третьем рейхе:

Эдельвейс против свастики: антимода Третьего рейха. Изображение № 5.

В 1933 г. для девушек из BDM, кроме «трахта» в качестве праздничной одежды, была введена обязательная бесплатная униформа: синяя юбка с поясом, белая блуза, коричневая спортивная куртка, коричневые кожаные башмаки и белые носочки. Черный галстук получали после прохождения «вступительных испытаний». Яркие цвета, украшения, макияж были негласно запрещены.

 Эдельвейс против свастики: антимода Третьего рейха. Изображение № 6.

Также власти в соответствии с установкой «Кровь и почва» пытались внедрить в качестве праздничной одежды «трахт» - то есть платье в национальном стиле на основе баварского платья «дирндль». Такие стилизованные «национальные одежды» носили участницы грандиозных театрализованных праздников, которые нацисты любили устраивать на стадионах.

 Эдельвейс против свастики: антимода Третьего рейха. Изображение № 7.

На Нюрнбергский съезд НСДАП в 1938 г. «прибывает много женщин в костюмах их родных мест... Девушки из трудовой повинности идут в своей униформе. За ними следуют студентки в своей новой простой форме, которая состоит из темно-синей куртки и белой блузы. Эта одежда весьма напоминает новые костюмы «Союза немецких девушек», а также руководительниц молодежных ячеек национал-социалистической организации для женщин. Мелькают девочки в крестьянских костюмах, пара сотен руководительниц молодежных групп, начальницы из трудовой повинности, представительницы женских групп с предприятий (они одеты во что-то вроде сарафана светло-синего цвета и белую блузу».

Эдельвейс против свастики: антимода Третьего рейха. Изображение № 8.

Власти разделяли молодежь по половому признаку – было не только раздельное обучение в школах, но и практиковался раздельный досуг. Девушки из BDM также занимались спортом, ходили в походы с тяжелыми рюкзаками. Их закаливали физически, чтобы воспитать здоровых матерей солдат Третьего рейха.
В спортивном лагере BDM:

Эдельвейс против свастики: антимода Третьего рейха. Изображение № 9.

Во время войны девушки должны были год отслужить в Имперском трудовом фронте – их привлекали к сельскохозяйственным работам, работе с беженцами, разбору завалов после бомбежек и даже тушению пожаров. Для этого также полагалась униформа.

Униформа для девушек из Имперской трудовой службы:

Эдельвейс против свастики: антимода Третьего рейха. Изображение № 10.

Среди молодежи появились недовольные спортивной муштрой и военизированным духом официальных молодежных организаций. Первыми были подростки из семей рабочих-коммунистов, убитых и замученных в концлагерях после 1933 г. Они создали «рабочую субкультуру» «Навахос», позднее «Пираты Эдельвейса». Еще до прихода нацистов к власти уличная жизнь в Веймарской Германии была бурной – традиционными были стычки и драки коммунистов со штурмовиками. Эти «боевые традиции» перешли по наследству детям рабочих, отцы которых стали жертвами нового режима. В 1933 г. на экраны вышел пропагандистский фильм «Квекс из гитлерюгенда», прообразом главного героя которого был реальный 15-летний член гитлерюгенда Герберт Норкус, распространявший в Берлине нацистскую литературу накануне выборов и убитый группой боевиков-коммунистов. В каком-то смысле, субкультура «пиратов» была предшественницей «красных скинхедов».

Кадр из фильма «Квекс из гитлерюгенда»:

Эдельвейс против свастики: антимода Третьего рейха. Изображение № 11.

Как и для советских стиляг, которые появились после ХХ съезда во время «оттепели», для молодых немцев, недовольных репрессивным режимом, Америка была символом демократии и свободы. Американская джазовая музыка была популярна среди молодежи, не желавшей быть членами гитлерюгенда и солдатами. Тем более, что в Рейнской области многие традиционно враждебно относились к «пруссакам». Кёльнские «Навахос» появились еще в 1933 г., после 1936 г. стали называть себя «Пиратами Эдельвейса». Они слушали американский джаз, носили клетчатые ковбойки с шейными платками, как американские ковбои, отпускали длинные волосы, украшали одежду значками или аппликациями в виде цветка эдельвейса (не путать со значками дивизии горных стрелков «Эдельвейс»), ходили в походы на природу, пели у костров под гитару. Во время войны путешествовали по Германии, несмотря на запреты. То есть наслаждались «вольной жизнью». Особенностью этих встреч был не только их демонстративно неформальный характер, но и участие девушек. Все немецкие молодежные субкультуры отвергали официальное разделение молодежи по половому признаку. Поэтому пропаганда обличала их как «сексуальных извращенцев» и считала «асоциальными элементами». Девушки из групп «пиратов» носили длинные распущенные волосы (что во время войны также не приветствовалось – об этом во второй части подробнее) и очень короткие юбки – до колена, в то время как юбки у национального «трахта» и у женской униформы были длиной до щиколотки.

Эдельвейс против свастики: антимода Третьего рейха. Изображение № 12.

С началом войны движение приобрело более выраженное антиправительственное направление. «Пираты» объединялись в группы – кроме традиционных драк с гитлерюгендовцами, они разбрасывали листовки, писали на стенах пешеходных переходов антиправительственные лозунги («Высшее военное командование лжет», «Медали за убийства»), помогали укрываться евреям, русским военнопленным и остарбайтерам. Кстати, часто пели под гитару уже русские песни. Многие «пираты» были связаны с уголовниками и спекулянтами черного рынка – устраивали набеги на продовольственные склады и места хранения продуктовых карточек. Поэтому после войны в ФРГ о них предпочитали умалчивать, считая их хулиганами и уголовными элементами. Выжившие к моменту падения Третьего рейха «пираты» вели себя столь же вызывающе в послевоенной Западной Германии, выражая свое отношение уже к оккупационным властям.

Эдельвейс против свастики: антимода Третьего рейха. Изображение № 13.

Летом 1942 г. в Кёльне «пираты» собирались каждый вечер в одном из ресторанчиков на Лейпцигской площади. Сначала было 15 человек, потом их численность увеличилось до 3 тысяч (по сведениям кёльнского гестапо). Всего в Германии было около 5 тысяч «пиратов».

 Эдельвейс против свастики: антимода Третьего рейха. Изображение № 14.

После открытия Второго фронта летом 1944 г. многие «пираты» перешли на нелегальное положение, прячась в развалинах разбомбленных домов, чтобы избежать принудительной эвакуации и участия в оборонных работах. Репрессии против «пиратов» начались уже в декабре 1942 г., когда гестапо арестовало 283 человека – членов 10 групп «пиратов» в Дюссельдорфе, 260 человек (10 групп) в Дуйсбурге, 124 человека (4 группы) в Эссене и 72 человека (4 группы) в Вуппертале. а к концу 1944 г. это движение было практически ликвидировано. В сентябре 1944 г. были проведены массовые аресты «пиратов» в Кёльне. 10 ноября 1944 г. без суда публично казнили 13 пиратов. Одному из них, Бартелю Шинку, было только 16 лет. Его друг Жан Юлих, который выжил после пыток и заключения, добился в конце 1990-х гг. признания Бартеля Шинка не уголовником, а борцом с нацистским режимом: «Нам было 15-16 лет, и мы не хотели подчиняться муштре нацистской молодежной организации. Мы протестовали не против большой политики, однако мы руководствовались здравым умом. Правда, в условиях диктатуры от этого до политического сопротивления лишь маленький шаг. Видимо, и гестапо это именно так и понимало, иначе нас не стали бы беспощадно преследовать, сажать в тюрьмы и подвергать пыткам».

Казнь «пиратов» в Кёльне:

Эдельвейс против свастики: антимода Третьего рейха. Изображение № 15.

В 2004 г. на экраны вышел фильм «Пираты Эдельвейса», который Нико и Кики фон Глазофф сняли по воспоминаниям бывшего «пирата» Жана Юлиха. Интересно, что главную роль сыграл петербургский актер Иван Стебунов, а съемки проходили в Петербурге, где на окраине нашли подходящую натуру, похожую на Кёльн военного времени.

 Эдельвейс против свастики: антимода Третьего рейха. Изображение № 17.

В июле этого года в Кёльне пройдет уже 6-й музыкальный фестиваль, посвященный «Пиратам Эдельвейса». Его участники вспомнят и слова любимой песни «пиратов»:

«Гитлер может нас победить
И заковать нас в цепи,
Но придет день, и мы их разорвем
И снова будем свободны.
У нас есть кулаки и мы можем драться,
У нас есть ножи и мы их достанем...
Мы – сражающиеся Навахос.
Именно это и дает нам надежду на будущее.
Мы идем по берегам Рура и Рейна
И крушим власть Гитлера.
Мы воспеваем свободу, любовь и жизнь,
Мы - Пираты Эдельвейса.»

_______________________________________________________________________

Большая благодарность за помощь в работе над постом dartproduction

При работе над постом были использованы следующие источники:

  1. Васильченко А.В. Мода и фашизм. М.: Вече, 2009.
  2. Селигман М., Д. Дэвисон, Макдональд Д. В тени свастики: жизнь в Германии при нацистах, 1933-1945. М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.
  3. www.topbot.ru/post78186898/
  4. www.avtonom.org/papers/14_pirates.html
  5. www.dw-world.de/dw/article/0,,1392151,00.html
Рассказать друзьям
97 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются