Views Comments Previous Next Search

Интервью с Гезой Шоном

189744
НаписалНата Покровская4 мая 2010
189744

Парфюмер Геза Шон  — автор серии ароматов Escentric Molecules — на днях приехал в Москву, чтобы представить свой новый аромат, The Beautiful Mind. Look At Me поговорил с Гезой о вдохновении и будущем парфюмерии.

        

Интервью с Гезой Шоном. Изображение № 1. Геза Шон вместе со своей музой Кристианой Штенгер

Геза Шон, обаятельный немец сорока с чем-то лет, заправляет молекулярной кухней в парфюмерии с тех пор, как в 1990 году ему пришла в голову мысль создать аромат, основанный на единственном компоненте — молекуле Iso E Super, ранее встречавшейся только в комбинации с другими ингредиентами. У Шона получился «парфюм без запаха», интерпретирующий естественный аромат тела, который и был назван Molecule 01. За первой «молекулой» последовала вторая, а также пара Escentric 01 и 02, где Iso E Super дополнили ноты розового перца, ладана, мускуса или жасмина с цитрусовым оттенком.

Новый The Beautiful Mind — аромат «и уму, и сердцу», выражающий живость разума и глубину памяти с помощью таких нот, как бергамот, мандарин, османтус, фрезия и — гордость Шона — абсолют таитянской гардении, редкого и дорогого цветка. Полное название The Beautiful Mind Series vol. 1, Intelligence & Fantasy намекает на продолжение серии.

Муза Шона прибыла вместе с ним. Кристиана Штенгер, весёлая девушка двадцати с небольшим лет, развившая у себя феноменальную память благодаря специальным тренировкам, рассказывает, что не просто подарила свой образ новому аромату, но и активно участвовала в процессе его создания, для чего ей пришлось пройти ускоренный курс парфюмерной науки от Гезы.

                      

Вокруг вас всегда собирается такая толпа фанатов? 

Нет, это сугубо российская ситуация. В Германии, Франции или Англии таких мероприятий не бывает. Знаете, когда в большом магазине устраивают запуск парфюма, на нем, например, присутствуют люди, занимающиеся дистрибуцией, а самые главные, те, кто придумал аромат или дизайн упаковки, не приходят. Очень круто, что вы это устраиваете, хотя я бы предпочёл сидеть дома и работать. Вот Кристиана — абсолютный профессионал, она на телевидении была сто раз, она звезда, — а я нет.

А как вы с Кристианой познакомились?

В один прекрасный день я листал журнал и увидел в нём фото девушки, завоевавшей титул чемпионки мира по мнемоническим играм среди юниоров. Она вдохновила меня на создание нового аромата.

Кристиана сказала, что для запоминания она использует образы разных предметов. А у вас, когда вы работаете над ароматом, какие-то визуальные образы в голове возникают? 

Лучший источник вдохновения для меня — путешествия. Чем дальше, тем лучше. Новые, незнакомые культуры с другой едой, где люди и пейзажи выглядят по-другому... Посмотрите, вот вы, русские, 70 лет никуда не ездили, а сейчас можете путешествовать по всему миру — и это лучшее, что можно подарить вашим органам восприятия. Я привожу множество идей для ароматов из путешествий, особенно из Азии. Некоторые парфюмеры говорят что-то вроде: «Знаете, на создание этого аромата меня вдохновила Вторая симфония Бетховена...» По-моему, это полный идиотизм и лажа. Как можно перевести музыку в аромат? Это же совершенно субъективная вещь! Один сделает так, другой сделает иначе. Я думаю, что всё это пустая болтовня.

 

Интервью с Гезой Шоном. Изображение № 2.

  

Вы привозите с собой какие-нибудь сувениры-запахи из этих путешествий? 

Да, целую гору, но это не предметы, а опыт ощущений, лучший из возможных. Например, в 1996-м я вернулся из поездки по Азии, записал свои мысли по этому поводу и — раз! — у меня в голове сложилась идея аромата. Так легко! Это были воспоминания о местной кухне, растениях, лесах, земле... настолько не похожие на всё, что я знал до этого, что их уже было достаточно для появления нового аромата.

Кстати, о ценных растениях. Вы сказали, что в The Beautiful Mind используется редкий цветок таитянской гардении. У вас с «зелеными» не возникает проблем? 

Посмотрите на это с другой стороны: то, что мы собираем редкие цветы, позволяет множеству людей получить работу. Можно утверждать, что это очень колониальный образ мыслей, но я смотрю на это с чисто эстетической точки зрения. Возможность использовать абсолют гардении в моём аромате — это потрясающе, ведь ещё 2 года назад этого экстракта вообще не существовало! А теперь в парфюмерии есть новый натуральный компонент, с ума сойти!

Как думаете, в обозримом будущем парфюмерная индустрия сильно изменится? 

Да. И отнюдь не к лучшему. Организация под названием IFRA (International Fragrance Association — Прим. ред.) устанавливает ограничения на использование сырья, и некоторые из её нововведений нельзя назвать благоприятными. Они разрушат множество ароматов, особенно старых, многие ингредиенты которых попадут под запрет. Это совершенный кошмар, и я надеюсь, что случится что-нибудь, что помешает ему произойти.

А вы не думаете, что это подтолкнёт парфюмеров на поиск новых ингредиентов? 

Это подтолкнёт их работать с тем, что осталось. Столько ингредиентов будет запрещено, и у нас останется совсем немного, это безумие! Это всё равно, что сказать журналисту: «Теперь вы не можете использовать слова «я», «меня», «ты», «он» и «и». Давайте, работайте».

Вы создали парфюм для Boudicca, соединивший аромат и краску. Не думали сделать что-то ещё в том же духе, когда запах будет сочетаться, например, с музыкой или дизайн-объектом? 

Зависит от того, куда хочешь двигаться. Конечно, соединить можно что угодно, но, по-моему, нужно оставаться верным себе. Да, я мог бы попросить одного из моих друзей-диджеев записать диск с каким-нибудь техно, но зачем? Это слишком притянуто за уши. Я за то, чтобы каждый работал в своей области. Взаимодействие случается, но создавать его искусственно, например, приглашая диджея писать нам музыку, для меня означает одно: если при покупке аромата вы получаете ещё и CD, и цветок, и штаны, значит, продукт недостаточно силён сам по себе. Аромат должен быть самодостаточен, и точка.

А если бы вас пригласили участвовать в создании арт-объекта, инсталляции с использованием аромата, вы бы согласились? 

Да, я это уже делаю. Последние лет 12 я сотрудничаю с современной художницей Сиссел Толаас, и всё, что она придумывает, я перевожу на язык аромата.

Что бы вы посоветовали новому поколению покупательниц, ровесниц Кристианы, чтобы они купили ваш аромат, а не духи Пэрис Хилтон? 

Как я могу объяснить этому поколению, что им нужно забыть про весь этот мусор и обратить внимание на более серьёзные ароматы? Никак. И, если честно, я не очень надеюсь, что люди, которым сегодня скармливают столько дерьма, сумеют обратить его в нечто полезное в будущем. Знаете, у нас есть такое понятие «generation practicum» — от слова, которое обозначает бесплатную стажировку для молодёжи в какой-нибудь компании. Наше поколение было гораздо более политически активно, у нас были свои взгляды, мы выходили на улицы, на демонстрации — а они этого не делают. Им просто нужно тихонько вписаться в жизнь, получить работу, и чтобы всё было круто. Так что различия между нами непреодолимы.

Фотография: Марк Боярский.
Блог Наты Покровской о косметике: 
fifa.pokrovskaya.com.
Аромат The Beautiful Mind продается в универмаге «Articoli Весна».

Рассказать друзьям
18 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются