Предыстория
Начиная со времен Палеолита, никто не видел в футболке чего-то особенного, она служила скучным инструментом обычной жизни рабочего – надетая под рубашку, футболка поглощала пот. Но однажды, в истории моды наступил роковой момент – американский актёр Джеймс Дин (James Dean) сам того не зная, произвел мировую революцию. Он стал носить футболку без чего-либо сверху. Шокировав общественность, он сделал простую белую футболку формой личной рекламы. Она передавала мощное послание «Hey, ты не можешь говорить мне, что мне делать», таким было негласное заявление, которое до сих пор не выходит из моды.
Начиная от хиппи в их tie-dye футболках, к недовольным детям металла, которые разгуливали по парку на Уошингтон-сквер (Washignton Square Park) – во время своего первого расцвета, футболка говорила о человеке больше, чем его лицо. Но спустя годы этот способ самовыражения стал донельзя банальным, и этим было сложно кого-то удивить. Тогда казалось, что будущее футболки катилось в пустоту.
Наибольшего прорыва последнего десятилетия достигла компания American Apparel, под руководством ее свободолюбивого основателя Дова Чарни (Dov Charney). Дизайнеры компании превратили крой футболки и ее подгон в сообщение, говорящее без слов. Никакой графики и слоганов. Сообщение – ты, твое тело, представленное миру в красивой упаковке из самых разных цветов. Сегодня American Apparel остается мощным и вездесущим гигантом в мире футболок, многие дизайнеры со всего мира берут за основу именно футболки American Apparel, отличающиеся хорошим качеством и постоянством размеров. Но мир не стоит на месте, тенденции с каждым днем становятся все более изысканными и закрытыми. Так же как и движения искусства стали более непроницаемыми, представляющими саму природу искусства, так и любимый предмет одежды миллиардов людей закрепил своё значение.
Ваша футболка времен колледжа, даже если вы там не учились
Как может совершенно новая футболка мгновенно стать родной и близкой? Года, безусловно, делают своё дело. Это не только смягчает ее материал, но и делает более удобной, она приобретает неповторимую ауру, которая и делает ее столь близкой.
Эту хорошо понимали достаточно долгое время. Так, умудренный мэйнстрим-гигант J.Crew на протяжении многих лет предлагал своим клиентам футболки-варёнки, футболки, окрашенные в различные цвета, линялые футболки ̶ все эти техники мы знаем наизусть, мы носили их в детстве, юношестве и продолжаем носить сейчас. Но дизайнеры продолжают открывать все новые и передовые способы имитации процесса старения, стараются придать ей еще более утонченный, более аутентичный look. Один, недавно ставший популярным материал, называется “slub knit” и представляет собой ткань из неоднородных нитей. Если поднести ее к свету, материал выглядит комковатым, слипшимся – плотный кусочек тут, светлый кусочек там – это выглядит как старая футболка из спортзала, еще со времен колледжа. Интересное название для этой же идеи, представил продавец в мужском магазине Odin на Лафайет Стрит (Манхэттен), звучит очень интригующе ̶ fire knit (огненное сплетение).
Стиль таких футболок, созданных переплетением неровных нитей, как ни странно, был изобретен задолго до того, как появились обычные футболки. Однако к старым идеям дизайнеры очень любят добавлять дух нового времени, поэтому к обычной технологии старения плюсуется выгорание ̶ экстремальный и очень необычный эффект. Выгорание получается путем обработки химией хлопково-полиэстровой ткани, кислота разрушает целлюлозные нити хлопка и смягчает полиэстер. Это делает футболку светлой, нежной и даже просвечивающей. Возможно, именно поэтому она быстро завоевала гардеробы женщин, а сегодня набирает обороты популярности и у мужчин.
Несложно сделать вывод, что сегодня дизайнеры делают футболку такой, будто бы это ̶ настоящая историческая реликвия. Другими словами, сегодня мы покупаем вещи, которые выглядят так, как будто создавались на протяжении многих лет нашим телом.
Теперь линия между новым и винтажным становится невероятно растоптанной. Некоторые компании даже делают следующий, вполне логичный шаг – если при создании «старой» футболки возникает столько проблем, почему бы просто не брать по-настоящему винтажную футболку за основу?
Rogues Gallery, находящаяся в Портлэнде, собирает футболки из вороха старой одежды, затем красит их и наносит морскую графику, изображающую историю Северовосточных кораблей ̶ вполне умелое применение хлама. Магазин Unis, на Элизабет стрит в Нолите, предлагает одновременно и популярную линию slub-knit футболок и коллекцию из винтажных находок, многие из которых значительно переделаны.
Модные дизайнеры любят футболки за то, что они – это относительно недорогой способ для экспериментов без границ. Ведь даже во времена упадка экономики хорошая идея продастся.
С другой стороны, сегодня рынок насыщен большим количеством дизайнеров – любителей. Quist Industries выпускает принты для модных домов, его владельцы Пол и Бекка Стейнмэн (Paul and Becca Steinmen) говорят, что они вынуждены тратить довольно много времени на прояснение истины для молодых дизайнеров-мечтателей: «это безжалостный бизнес», говорит Пол. «Есть люди, которые сегодня делают почти всё, что вы только можете представить. И как только кто-то делает что-то крутое и успешное, оно отправляется вверх по цепочке. Сегодня футболки slub-knit продаются даже в Target!”
Однако, Пол заметил, что наконец-то возвращаются назад смелые, яркие, даже неоновые цвета. «Я считаю, что люди сегодня хотят хоть чуточку вкуса».
Безусловно, многие дизайнеры любят общаться с прошлым, но есть и другие в этом бизнесе, те, кто хочет отличиться своим рисковым следованием неизвестному. Сахадева Хаммари (Sahadeva Hammari), которая стоит во главе сайта Rumplo, рассказывает о целом списке подающих надежды футуристических техниках, как светящиеся в темноте чернила, реагирующие на тепло материалы, усовершенствованная печать, которая делает принт чище и четче, печать на всем пространстве футболки.
«Эти технологии предлагают гораздо больше увлекательных возможностей для художников своего дела, тех, которые просто делают футболку старой», говорит Хаммари. Но одно дело ̶ создавать новые вещи, которые выглядят, как старые, во время экономического бума, но в условиях фактического бедствия... Выстоит ли этот подход?
Но вернемся к эволюции. Даже классическая форма футболки была обыграна. «Хотя в это сложно поверить, глубокий вырез, oversize футболки и даже майка с глубокими вырезами по бокам – всё это последние тренды в мире мужской моды. Robert Geller выпустил новую линию футболок, которая называется Seconds, в ней представлены изящные oversized футболки, органичные формы из сверхмягкого джерси. А Alexander Wang запустил линию футболок T by Alexander Wang – глубокие oversized вырезы, майки и полосатые джерси из вискозы.
Для тех, чей вектор стиля не направлен ни в сторону прошлого, ни настоящего, есть crazy zone. Для открытия магазина Soho, художник Теренс Кох представил серию футболок, которая включала в себя, почти что предметы искусства. Например, футболку с дыркой от настоящей пули (она выглядит как безобидный маленький разрыв). Впечатление производит и другая футболка, инкрустированная раздробленным искусственным жемчугом, ̶ за $500 вы приобретаете настоящие декоративные объекты, которые, пожалуй, даже не стоит носить. Но значение этой коллекции сложно не оценить.
Кох с его восхитительно- абсурдным созданием, закрывает ту особую силу, которая определяла футболку весь ее путь. Раньше она была, в первую очередь, предметом одежды.
Теперь же, ограничений больше нет.
Комментарии
Подписаться