Как утверждают исследователи моды, и, несомненно, так оно и есть, первичным и важнейшим толчком к появлению и развитию какой бы то ни было новой моды служит определенный сдвиг в технологии изготовления текстиля, применение новых материалов на утеху кокетству и щегольству. Так в свое время пышные драпировки были вытеснены раскроенным и сшитым платьем. Открытие новых способов скручивания растительных волокон в нити и пряжу породило новые вожделенные сорта тканей. И новинка заставляла в новом ритме крутиться крылья мельницы моды. Не говоря уже о том взрыве в истории моды, который вызвало изобретение более совершенного ткацкого станка или освоение технологии изготовления бархата. Но в какие далекие от нас времена и с какими огромными промежутками времени происходили все эти события! Не то, что в наши дни, когда индустрия моды, жертвами которой являемся все мы, буквально одержима манией поиска, стремлением к бесконечному обновлению и переменам. На фоне всего вышесказанного кажется странным и на первый взгляд совершенно непонятным, почему история моды молчком обходит технику вязания, почему эта техника никогда не делала погоды в моде. А ведь по утверждениям знатоков, еще в V—III вв. до н. э египтяне успешно управлялись со спицами.
В источниках позднейшего времени, правда, упоминаются некоторые предметы, такие, как литургические перчатки, но во Франции XII в. они носили религиозный характер; как аксессуар моды они не представляли никакого интереса. Или же чулки, вошедшие в моду в XVI в. Этим, собственно, и ограничивается перечень вязаных изделий того времени. А ведь в том же XVI в. в Англии изобретают вязальную машину! Но вяжут на ней только чулки. Почему же так ревниво замалчивается целая глава в истории одежды, если не в истории развития рукоделия вообще?
Думается, причина проста, как проста сама техника вязания и вещи, выполненные в этой технике. Уж слишком просты они были, чтобы заставить говорить о себе, и слишком непрезентабельны для подарков высокопоставленным особам. Ведь это были предметы будничного, обиходного характера. Например, перчатки. Где уж им был равняться с «благородными» аксессуарами! Но и их желали видеть красивыми. Издавна их вязали пестрыми, многоузорчатыми. Было бы нелепо думать, что такими их вязали только для того, чтобы они лучше согревали руки. О чулках же вообще не принято был говорить. Исключением служил, пожалуй, лишь высший английский Орден подвязки. Иных вязаных изделий того времени мы не знаем, во всяком случае первоисточники - гравюры и картины — о них нам ничего не рассказывают. Однако если учесть, кто удостаивался чести быть изображенным на картине, исчерпывающими источники эти считать не приходится. Высокопоставленные особы, запечатленные на репродукциях, действительно не носили вязаных вещей, кроме чулок и перчаток; парча, мех и бархат — вот достойные материалы для благородных дам. Моду формировала, задавала в ней тон аристократия, и было бы наивно полагать, что все, абсолютно все, одевались именно так, как мы видим на репродукциях. До самого последнего времени в мире сосуществовали на равных два типа одежды, если не сказать — две моды.
Одна -блистательная, остроумная, щеголеватая — для тех, кто вечерами беззаботно слушал серенады влюбленных рыцарей, и для самих рыцарей — отважных, раскормленных и розовощеких не в меру. Другая — неброская, практичная. соблюдающая нормы морали и уставы церкви, но не менее остроумная — для тех, чьими руками создаются блага жизни. В одежде этих последних, несомненно были и вязаные изделия — кофты, рубашки, юбки. Иначе откуда бы взялись столь модные ныне прекрасные ирландские и норвежские кофты, сохраняющие в себе память о прошлых веках (если говорить о далеком, кажущемся всегда заманчивее и убедительнее, чем ближнее). Например, творения рукодельниц островов Муху и Кихну. Не так велик ассортимент вязаных изделий, но это еще не дает права говорить о малом применении техники вязания. Вязали и в те времена, конечно вязали, но вещи тонкие и нежные — шали и шарфы, в которые охотно кутала свои плечи и дама из буржуазной семьи, и купеческая дочь. Помимо этого вязали преогромное количество совершенно ненужных на наш современный взгляд вещичек — скатерки, салфеточки, дорожки, корзинки для цветов и т. п., заполнявшие дома в большей или меньшей мере в прямой зависимости от достатка его владельца.
Первая мировая война, этот жуткий котел, в котором бесследно растворились многие прежние представления и традиции, в корне изменившая жизненный уклад, сделала в сущности для моды больше, чем все фаворитки прошлых времен вместе взятые. Никакое женское равноправие не смогло бы так быстро и с такой решительностью изъять из женской одежды корсет и страусовые перья и направить поиски в совершенно иное русло, как это сделала война. Женская одежда стала мужеподобной и удобной. Нужда диктовала свои законы, она обусловила появление в женской одежде мужских костюмов, даже мужского белья и вязаных солдатских фуфаек. Так заново была открыта древняя техника вязания. Сначала для создания необходимой теплой одежды, позже она поступила в услужение моды. Одной из первых стала использовать машинную вязку, или трикотаж, мадам Шанель — модельер, художник удивительного чутья и вкуса. Среди первых поклонниц и пропагандисток трикотажа числится кинозвезда Грета Гарбо. Начало было положено, и надо отметить — мощное начало. Последователей нашлось немало. Особенно в конце 20-х годов с изобретением искусственного шелкового волокна. Шелковый трикотаж стремительно вошел в мир моды; однако если учесть достоинства новой техники и нового материала, можно было бы ожидать большего его распространения. Вплоть до второй мировой войны бытовало мнение: трикотаж носят только люди неряшливые, ведь его не нужно часто гладить, отпаривать и тем более крахмалить. Некоторые уступки, правда, делались. Считали, что трикотаж подходит женщинам спортивного типа, разумеется знатным, и весьма экстравагантным особам.
В конце 30-х годов о вязании, пока еще осторожно, заговорили в специальных альбомах для рукоделия. Помимо теплых вязаных кофт предлагались уже блузки, жилеты, пуловеры, платья, костюмы и даже — кто бы мог подумать! — вязаные пальто. И это странное бесформенное изделие собиралось соперничать с традиционным пальто — вершиной портновского искусства и чудом кроя! И уж поистине эпидемией прошли по миру моды широкие трикотажные брюки.
После второй мировой войны получило развитие новое направление моды — по возможности демократичное и практичное. Вязание, в том числе и на спицах, заняло прочные позиции в моде.В наши дни вязание на спицах завоевало широкую популярность, но, как любая ручная работа, оно достаточно дорого, особенно для тех, кто сам не увлекается рукоделием. В настоящее время трикотажная промышленность все усилия направляет на изготовление машинного трикотажа, не отличимого от ручной вязки, но уж слишком безупречного по сравнению с изделиями рук человеческих. Поэтому многие ведущие фирмы программируют уже сейчас машины так, чтобы те допускали в узорах и вязке «человеческие» неточности и неровности, имитируя технику, столь давно известную людям и столь незаслуженно долго не признававшуюся модой.
.
Прилагаемые фото по годам:1937г,1938г,1956г,1966г,1969г,1975г,1976г,1979г.
Статья из журнала Siluett 1980г.
Комментарии
Подписаться