Пятого августа в прокат вышла картина «Фламандские натюрморты». Мы поговорили с режиссером картины Феликсом ван Гронингеном о взрослении, будущих планах и лучших фильмах из Бельгии.
Феликс ван Гронинген начинал с короткометражек, а затем ударился в совсем другие отрасли искусства. Но когда он все-таки возвратился к кино в правильности его выбора не осталось сомнений. К своим 33 годам он уже успел снять три полнометражных фильма под чутким руководством продюсера Дирка Импенса. Все они получили признание и публики и критиков, сделав Феликса одним из главных представителей «новой волны» бельгийского кино и примером для всех молодых режиссеров.
В прошлом году Бельгия заявила «Фламандские натюрморты» на Оскар-2010. У фильма был большой успех на родине?
Фильм действительно пользовался успехом, учитывая, что это не мейнстримовый фильм. Премьера в Каннах, конечно, этому способствовала — иначе было бы никак не «вырваться» за пределы Бельгии. Но заявка на Оскар никак не связана с успехом фильма, потому что на самом деле выбор был сделан до премьеры в Бельгии. В Валлонии фильм похвалила критика, но из-за языковой разницы (а в этой части Бельгии говорят на французском, а не на фламандском) фильм собрал куда меньше зрителей, чем во Фландрии.
Как и герои фильма, вы вместе с продюсерами проехались нагишом на велосипедах по набережной Круазетт в день премьеры «Натюрмортов» в Каннах в мае 2009 года. Это вы придумали?
В точности и не помню, кто именно и когда это придумал. На самом деле, эта идея никому не понравилась, и мы даже решили этого не делать. Но в день премьеры какая-то газета по ошибке напечатала информацию, что этот выезд состоится, так что нам просто пришлось взять и поехать. Но было весело!
В «Натюрмортах» велосипед играет немаловажную роль и он показан с большой любовью. Это национальное или личное?
Вообще, не могу сказать, что я фанат, хотя собираюсь купить гоночный велосипед в скором времени. Тогда и посмотрим.
В Бельгии легко молодым режиссерам?
Это везде не легко. Какую страну не возьми, людей, которые хотят снять фильм будет больше, чем возможностей снять его. Но в последние годы во Фландрии с этим легче. Аудиовизуальный Фонд Фландрии завел пару программ, которые финансируют или частично поддерживают короткометражные или первые полнометражные фильмы.
Как складывается жизнь Кеннета Ванбедена, молодого актера, поразительно сыгравшего 13-летнего Гюнтера?
Должно быть, все здорово. Я стараюсь поддерживать нашу связь. С другой стороны, у него своя жизнь, он подросток со всеми обязательными атрибутами этого возраста (проблемы в школе и т.д.), так что ему сейчас надо просто пожить и пройти через это самому, как это сделали все мы. И хотя мне и хотелось бы работать с ним снова, в данный момент для него у меня пока нет роли. Конечно, его роль в «Натюрмортах» открыла для него многие двери и он кое-где еще сыграл за последнее время. Я очень надеюсь, что он продолжит и будет отдавать игре столько же сил, как когда он играл у меня – потому что это было поистине невероятно. Если он сможет и дальше так, выйдет фантастический актер.
У нас в Москве к премьере фильма «прилагается» еще и выставка Стефана Ванфлетерена, звезды фотографии из Бельгии, мастера портретов, документирующего жизнь в Бельгии и в мире (прим. — фотовыставку Стефана Ванфлетерена, 4-х кратного призера World Press Photo, можно увидеть в Москве в Парке Музеон с 1 по 29 июля). Ванфлетерен поработал у вас на площадке. Вы с ним давно знакомы, это дружеский проект?
С ним мы встречались до этого один раз, он снимал мой портрет. Он отличный, очень чуткий и искренний человек. Пока я работал над фильмом, у него вышла книжка под названием Belgicum, которая, стоит сказать, весьма повлияла на меня. Атмосфера его фотографий была важна для создания некоторых персонажей в фильме. Стефан пришел на съемочную площадку и провел там один день, делая портреты. Когда мы их увидели, мы были просто поражены, потому что на них мы увидели настоящих людей, не актеров.
«Фламандские натюрморты» - это экранизация довольно популярного романа в Европе Дмитрия Верхюльста (прим. – книга пока не переведена на русский язык). Еще собираетесь работать с книгами? В одном интервью вы сказали, что предпочитаете литературный источник, так как это экономит время при создании сценария.
Обязательно, потому что все в этот раз получилось. Я бы хотел экранизировать «Смерть Банни Монро» Ника Кейва, но он уже сам работает над сериалом по этому роману. Так что мне пришлось обратиться к другой книге, о которой, разумеется, пока вам ничего рассказать не могу.
Вы очень многого достигли для своего возраста (прим. – Феликсу ван Гронингену 33 года, «Натюрморты» это его третий полнометражный фильм). Что вам помогло - упорный труд, везение?
Мне очень повезло, что с самого начала у меня есть продюсер, который меня поддерживает. Так что я могу зарабатывать на жизнь съемкой фильмов, а также снимать те фильмы, которые хочу. Мне не нужно делать что-то еще, чтобы зарабатывать на жизнь, так что я могу полностью сфокусироваться на кино. Но в ближайшие пару лет мне все же необходимо работать еще более серьезно, что я уже предвкушаю, поскольку что может быть лучше, чем кино?
Что в планах?
Я работаю над киноадаптацией пьесы Йохана Хельденберга, который играл дядю главного героя, Петера Строббе в «Натюрмортах». Это настоящая мелодрама, в хорошем смысле: история с достаточно непростой темой, с использованием музыки. К тому же у нас будут играть настоящие бельгийские ковбои!
Лучшие фильмы из Бельгии: Выбор Феликса
|
«Человек кусает собаку» (С'est arrivé près de chez vous), 1992 Самый потрясающий, культовый бельгийский фильм, с Бенуа Польвордом в главной роли. Кино о том, как киногруппа преследует серийного убийцу. Сквозь толщу наичернейшего юмора вы все равно чувствуете симпатию к убийце. Лучший фильм в истории бельгийского кино! |
|
«Сын» (Le fils), 2002 Вы наверняка знаете братьев Жан-Пьера и Люка Дарденнов, самых известных бельгийских режиссеров. Две Золотые пальмовые ветви. Это мой любимый их фильм. Хотя он и не получил ничего в Каннах, это самый глубокий, простой, чистый их фильм. |
|
«Человек с обритой головой» (De man die zijn haar kort liet knippen), 1965 Фильм очень популярного в ту пору режиссера Андре Дельво. Очень странное, очень напряженное кино. Дэвид Линч до Линча. |
|
Dirty Mind, 2009 Второй фильм Питера ван Хииса. Питер мой ровесник, делает очень странное жанровое кино. В этом фильме у него вроде бы романтическая комедия, но главный герой – каскадер. |
|
Manneken Pis, 1995 Дебютный фильм Франка ванн Пасселса. Очень просто рассказанная история, огромный успех в 1995 году. А в то время фламандские режиссеры были во Фландрии абсолютно не в моде. |
Комментарии
Подписаться