Американец Терри Гиллиам прославился ещё в составе английской абсурдно-сюрреалистической группы «Монти Пайтон», так что позже многими считался типичным представителем британского парадоксального юмора (один лишь Ричард Лестер, тоже американец, мог бы похвастать подобным умением потрясающе вписываться в иную комическую да и вообще культурную английскую традицию). Первые самостоятельные режиссёрские работы Гиллиама тоже по привычке воспринимались в «монти-пайтоновском» духе, хотя его британская авантюрная трилогия «Бандиты во времени», «Бразилия» и «Приключения барона Мюнхгаузена», свидетельствовали, в большей степени, не только о вырвавшейся на свободу искромётной, прихотливой, волшебной фантазии автора, но и о тесной связи его искусства с мифологически-сказочными корнями и современным жанром философской антиутопии. Фантазёры, неисправимые авантюристы, прекраснодушные романтики, безумные храбрецы и даже покорные чиновники, запуганные технократической диктатурой, вступали в бесполезную (по здравому размышлению), дерзко глупую и почти комически-дебильную борьбу с миром безысходного однообразия и тихого прозябания, пытаясь найти отдохновение в невероятных путешествиях, загадочных мечтах и выдуманных подвигах.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Друзья, приглашаю посмотреть фильм Король-рыбак в Paparazzi клубе, 25 августа, в 19.30. Вход свободный. Подробнее здесь ...
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вот и бродяга Пэрри (в его имени есть отсылка к Парсифалю) из трущоб Бронкса, который грезит наяву об огненном рыцаре Зла и одержим легендой о так называемом Короле-рыбаке (согласно средневековым сказаниям, он — Хранитель святого Грааля), является, по словам самого Гиллиама, Доном Кихотом в обличье персонажа абсурдного кинокомика Граучо Маркса. Раньше Пэрри был профессором истории, но чуть помешался (а кто определит грань между нормальным сознанием и безумием?!) и опустился на самое дно после того, как его жена была убита неким невоздержанным субъектом, которого, в свою очередь, невольно спровоцировал на это популярный ведущий ток-шоу, беззастенчивый тип Джек Лукс. Сам Лукс после разразившегося скандала ушёл из шоу-бизнеса, пристрастился к выпивке и наркотикам, потерял всякий смысл существования, пока по воле милосердно-безжалостной судьбы однажды не столкнулся с блаженным нищим Пэрри, который проявил о нём заботу и приютил на ночь в подвале со странным нагромождением изогнутых труб.
В этой сцене как раз обнаруживается прямая перекличка с фильмом «Бразилия», где «кафкианский» служащий, теряющийся в бесчисленных лабиринтах власти и закона, находил неожиданную поддержку лишь у «благородного террориста-водопроводчика», который устранял несуразности тупой системы, довольно легко в этом разбираясь. А в «Хранителе Грааля» неприкаянному мечтателю Пэрри самому требуется деятельная помощь со стороны разочарованного яппи Джека Лукса для того, чтобы найти в доме миллионера в центре Нью-Йорка предмет вожделений многих искателей — от крестоносцев в средние века до славного экранного археолога Индианы Джонса. И не так уж важно, что святой Грааль в итоге может оказаться всего лишь декоративной безделушкой. Ценнее то, что Пэрри и Джек вновь обретают вкус к жизни, своеобразный «духовный Грааль», искомую истину бытия, а в житейском, человеческом плане — дружбу между собой, душевную близость, чего ощутимо не хватает в любом обществе, придуманном, как в «Бразилии», или же настоящем, сегодняшнем, американском.
Эта картина Терри Гиллиама получила хороший приём в США, немного уступив по популярности его же «Бандитам во времени». Конечно, она не так изощрённа по стилистике, вычурна по форме и сложна по мысли, как некоторые иные работы режиссёра, в лучшем случае встречавшие восторг у критиков и поклонение только в узкой аудитории фанатиков. Гиллиам, разумеется, не мог вовсе удержаться от того, чтобы не проявить буйство выдумки в сценах с огненным рыцарем, хотя они явно выпадают из повествования, кажутся чужеродными в очередной притче с модной темой «яппи в опасности». Но «Хранитель Грааля» — ещё и трогательная история пробуждения чувств в зацикленных, машиноподобных людях, а также современная феерия о человеческих фантазиях и непреодолимых грёзах, которые спасают от мертвенного и бесцельного пребывания на свете.
Именно эти мотивы «городской сказки» (по определению российского кинокритика Петра Шепотинника), а отнюдь не яркий художнический и глубокий философский дар Терри Гиллиама, всегда тяготевшего к европейской культуре, даже в ёрническом, эпатажном высмеивании её основополагающих мифов и преданий (в том числе — в ранней работе «Монти Питон и святой Грааль»), привлекли внимание зрителей на родине постановщика. Первая чисто американская лента «вернувшегося из крестового похода в Европу рыцаря XX века из Миннеаполиса, что в штате Миннесота» может быть названа шлягером «Америка», в исполнении которого Гиллиаму, прежде всего, помог замечательный трагикомик Робин Уильямс в роли Пэрри, к сожалению, обделённый премией «Оскар». Зато приз за лучшую второплановую роль достался острохарактерной актрисе Мерседес Рул, которая с немалой иронией и сочувствием воплотила образ Анны, владелицы маленького видеомагазина, неистово влюблённой в безвольного Джека Лукса.
Сергей Кудрявцев. Философско-мистическая трагикомедия
Комментарии
Подписаться