1. Беспечный ездок/Easy rider (реж. Деннис Хоппер)
Билли (Деннис Хоппер, он же режиссер, он же сценарист, RIP) и Уайт – «капитан Америка» (Питер Фонда), заработав на сбыте кокаина, садятся на мотоциклы и едут через всю страну на карнавал Марди Гра в Новом Орлеане. В кадре – роскошные пейзажи Америки, община хиппи, молодой Джек Николсон в роли имеющего проблемы с алкоголем адвоката Джорджа Хансона, красочный трип главных героев с проститутками и крайне конфликтные южане. Всё это пронизано рвущимся каждый миг наружу духом свободы и потрясающим по своей роли в создании атмосферы саундтрэком. Множество критиков различных поколений сходятся в неоценимом вкладе «Беспечного ездока» в американский кинематограф. Культурное значение этого фильма, запечатлевшего удивительную эпоху, не обсуждается. Эталонный образец роуд-муви.
2. Страх и ненависть в Лас-Вегасе/Fear and loathing in Las-Vegas (реж. Терри Гиллиам)
Рауль Дюк (Джонни Депп) и Доктор Гонзо (Бенисио дель Торо) едут в Лас-Вегас освещать чемпионат по гонкам на мотоциклах. Гонкам на мотоциклах в фильме посвящено целых 4 минуты и 32 секунды. Всё остальное время герои совершенно беспорядочным образом употребляют практически все существующие наркотики, пребывают во всевозможных измененных состояниях, приходят в себя, меняют дислокацию и начинают заново. Как часто бывает, фильм не был оценен в период проката и с коммерческой точки зрения оказался провалом (10,5 млн. долларов при бюджете в 18,5 млн.), но в ближайшие пару лет приобрел вполне заслуженный статус культового, разошелся на цитаты и в определенной среде стал чем-то вроде «Портрета Дориана Грея» для т.н. «светского общества». Кто-то посчитает спорным то, что «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» был отнесен мной к роуд-муви, но если вдуматься – фильм начинается на дороге, имеет центральный сюжетный псевдоперелом на дороге и заканчивается на дороге.
3. Трасса 60/Interstate 60 (реж. Боб Гэйл)
Молодой художник и по совместительству сын богатого папы Нил Оливер (Джеймс Марсден) пытается найти себя, а заодно и незнакомку из своих снов (Эми Смарт). Нилу, согласившемуся доставить коробку с неизвестным содержимым в Дэнвер (вымышленный Danver вместо реального Denver), следуя по не менее вымышленной трассе 60, помогает некий мистер О. Ж. Грант (Гэри Олдмэн), а также подаренный последним шарик, уклончиво отвечающий на задаваемые вопросы. По пути Нил встречает человека с раком легких, праведно (так сказать) сражающимся со всеми проявлениями лжи в этом мире, попадает в антиутопический городок с контролируемой наркоманией и в не менее экстравагантное местечко – город юристов.
4. Змеиная кожа/Snakeskin (реж. Джиллиан Эсхерст)
Зарисовка из жизни новозеландских подростков, воспитанных на американских фильмах и умирающих со скуки в своей провинции. Эллис (Мелани Лински) и Джонни (Дин О’Гормэн) дни напролет катаются на кабриолете последнего в поисках развлечений среди обыденности размеренно живущего новозеландского эдема. Эллис неудержимой тягой к приключениям материализует в свой мир настоящего американского ковбоя в ботинках из змеиной кожи Сета (Бойд Кестнер). Сет в свою очередь привносит в спокойную островную жизнь ребят типичную американскую киночертовщину – погони, стрельбу, наркотики. Образец сладко идеализированного неамериканского видения американской жизни в проекции на неамериканскую среду через американского проводника. Смотрится на одном дыхании, оставляет необычное послевкусие.
5. Тельма и Луиза/Thelma & Louise (реж. Ридли Скотт)
Тельма (Джина Дэвис) и Луиза (Сьюзен Сэрэндон), познав все прелести общения с противоположным полом, мечтают сбежать куда подальше от своих житейских проблем. Желание это особо подогревается тем, что Луиза, спасая подругу от изнасилования, отправляет на тот свет незадачливого кавалера. По дороге в Мексику женщины подбирают молодого красавчика Джея Ди (Брэд Питт), лишившего их впоследствии столь необходимых для бегства сбережений. Как следствие, подружки решаются на ограбление магазина, и теперь уже каждый последующий шаг затягивает петлю всё туже. При всей своей обыденной киношной непоколебимости признаюсь, концовка пробивает чуть ли не до слез. Насколько жалко доведенных до отчаяния хороших в своей сути женщин, настолько же больно и неприятно видеть в себе черты мужчин, это инициировавших. Спасение чести и достоинства мужской аудитории приносит своим присутствием лишь проницательный, искренне сочувствующий и всячески старающийся помочь потерявшим фарватер дамам детектив Хэл Слокамб (Харви Кейтель).
6. Дикие сердцем/Wild at heart (реж. Дэвид Линч)
Сейлор (Николас Кейдж), вышедший из тюрьмы за непреднамеренное (так сказать) убийство в целях самообороны и Лула (Лора Дерн), терпеливо дожидавшаяся своего возлюбленного, бегут от суровых обстоятельств и от не менее суровой (вернее, свихнувшейся и страдающей от алкоголизма) матери Лулы Мариэтты (Дайан Ладд, кстати, реально матери Лоры Дерн), натравившей на Сейлора одновременно двух своих любовников – детектива и гангстера. Возлюбленные, нарушая условия досрочного освобождения Сейлора из тюрьмы, едут в Калифорнию. По дороге ребята танцуют, слушают музыку, болтают и постоянно занимаются любовью. Судьба заносит этих двоих в городок Биг Туна, где Лула узнает, что она беременна, а Сейлор решается совершить ограбление на пару с гнусным типом Бобби Перу (Уиллем Дефо). На мой взгляд, самая яркая роль Николаса Кейджа, да и, по правде говоря, единственный фильм с Кейджем, в котором я нахожу Кейджа хорошим актером. Спасибо Линчу за чистый наивный хэппи-энд, в который до последнего не веришь, но очень искренне на него рассчитываешь.
7. Простая история/The Straight Story (реж. Дэвид Линч)
Еще один великолепный фильм маэстро Дэвида Линча. Эта лента совершенно выбивается из числа всех известных мне дорожных фильмов. Никаких убийств, наркотиков и секса. Выбивается он также и из творчества самого Линча. Пожилой американец Элвин Стрейт (Ричард Фарнсворт), едва передвигающийся на двух костылях, узнав о сердечном приступе брата, с которым они давно не в ладах, немедля собирается в путь. Брат Лайал (Гарри Дин Стэнтон) живет в Висконсине, Элвин – в Огайо, старику нужно покрыть расстояние в 317 миль. Всё бы ничего, если бы не на подержанной газонокосилке. Удивительно добрый, созерцательный фильм. Готовьтесь к старости, ребята, не всем же умирать молодыми. Фильм основан на реальных событиях.
8. Человек дождя/Rain Man (реж. Барри Левинсон)
Это добрая история о Чарли Бэббите (Том Круз) – молодом предприимчивом человеке, занимающимся продажей спорткаров. Он получает известие о смерти своего отца-миллионера и готовится получить кругленькую сумму. На оглашении завещания выясняется, что Чарли достаются розовые кусты и старенький «Бьюик», в то время как собственно миллионы отходят его больному аутизмом брату Рэймонду (Дастин Хоффман), о существовании которого Чарли и не догадывался. Возмущённый таким положением дел, Чарли похищает Раймонда из клиники с целью получить свою долю отцовского состояния. Братья садятся в старую машину их отца и отправляются в поездку, позволяющую Чарли переосмыслить свою жизнь и по-настоящему привязаться к своему больному брату. «Золотой медведь», «Золотой глобус» и четыре «Оскара» - в том числе, в категории «Лучший фильм года».
9. Тупик/Dead end (реж. Жан-Баптист Андре, Фабрик Канепа)
Фрэнк Харрингтон (Рэй Уайз) везет семью на Рождество к своей теще. Дочь Фрэнка Мэрион (Александра Холден) беременна и не знает, как сообщить семье это известие, особенно с учетом того, что отца будущего ребенка она собирается бросать. Вопреки сложившемуся за годы маршруту, Фрэнк решает сократить путь и проехать через лес. В общем-то, зря. Постепенно герои понимают, что едут по кругу и дорога похоже никогда не закончится. При этом каждая остановка автомобиля несет в себе угрозу для кого-то из членов семьи. Отличная смесь мистики и хоррора с блестяще созданной атмосферой, сдобренная черным юмором и серьезными конфликтами поколений. Произведение не имело выдающихся прокатных достижений. Несмотря на это «Тупик» умудрился собрать семь призов различных международных фестивалей жанрового кино.
10.
Последняя строчка намеренно остается пустой, ибо автор намерен заполнить ее самостоятельно собственной картиной с предполагаемым названием «На обочине». В настоящее время готов жизнеспособный сценарий, включающий в себя сильные стороны большинства из описанных выше шедевров и приносящий нечто новое в современный российский идейный кинобанк. Пи, молодой человек, 24-25 лет, уволившись с работы, решает узнать свою судьбу, предоставив ее дороге. В этом ему помогает его лучший друг Джизус. На своем пути ребята встречают различных персонажей, проезжают через пейзажи «одноэтажной России» и попадают в неожиданные ситуации с усиливающейся по ходу повествования долей мистики. Череда косвенно связанных между собой событий медленно ведет героев к трагической развязке. Чем же закончится эта поездка?
Всем заинтересованным в производстве кинофильма (покупке оригинального сценария, помощи с контактами в киноиндустрии) обращаться сюда – arustamyan_am@mail.ru.
Комментарии
Подписаться