Кинопрокатчики решили "Пробуждение жизни" на широкий экран не выпускать исключительно по причине его неординарности. Их можно понять: мультфильм "Пробуждение жизни" и рядом не стоял со "Шреком". Впрочем, нет, стоял - в прошлом году в девятке номинантов на "Оскар".
Впервые "Пробуждение жизни" режиссёр показал на "Сандэнсе" - известном "смотре" независимого кино. Тогда критики в голос завили, что ничего подобного ещё не было. Ну, если подумать, можно как-то попытаться сравнить "Пробуждение жизни" с "Yellow Submarine", но разве только в том, что касается визуального образа.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ричард Линклейтер, независимый американский режиссёр, провернул интересный эксперимент. Сначала непрофессиональной камерой он снял нормальный игровой фильм, с живыми актёрами и нетрадиционным сюжетом, а потом применил к снятому материалу технику ротоскопии - перевёл персонажей кино в компьютерную анимацию. Каждый кадр аниматоры прорисовали на компьютере, каждого героя анимировал отдельный художник, поэтому и получились они все разными, буквально с печатью авторского почерка на челе. Пересказывать сюжет этого мультфильма совершенно не представляется возможным. Герой путешествует в пространстве своего сна, слушает университетскую лекцию об экзистенциализме, заходит в кафе, встречает людей, которые рассказывают ему свои сны, с которыми он разговаривает о природе творчества, о Кьеркегоре, о реинкарнации, о кино и литературе. Всё действие сводится к постоянной передислокации героя под аккомпанемент диалогов и музыки. Вся прелесть этого мультфильма в картинке. Она постоянно движется, предметы в кадре трансформируются, пол, стены, потолок живут своей отдельной гармоничной жизнью. Линклейтер домыслил кино анимацией, и кинореальность приобрела визуальное выражение идеи безграничности возможностей интерпретации. Скольжение между сном и реальностью, неуловимость границ жизни и смерти каким-то фантастическим образом режиссёру удалось поймать и выразить.
Ещё одна особенность мультфильма в том, что смотреть его можно с любого произвольного момента. Каждый раз получается самостоятельно составленный свой сюжет. Такой управляемый сон.
Да, чуть не забыла: даже упаковка видеокассеты какая-то особенно красивая. Можно подарком обозвать и другу подарить. Пусть один смотрит. Потом всё равно на совместный просмотр в гости позовёт.
Елена Максимченко
Работа над «Пробуждением жизни» заняла более двух лет. Материал, снятый на обыкновенное видео (Ликлейтер выступает здесь также в качестве оператора), затем был отдан в руки аниматоров, числом около 30 человек, обработан на компьютере и лишь тогда перенесен на 35-мм кинопленку. В результате получился самый необычный и удивительный фильм, который вам доводилось видеть. В аннотации написано, что это мультфильм. Конечно же, это неправда. Но это и не кино. ЭТО либо оттолкнет вас в первые же пять минут, либо мгновенно заворожит и утащит за собой. Считается, что кино – это искусство сновидения. Но никогда еще кино так близко не приближалось к выражению сущности сна.
Фильм, начинающийся как экранизация учебника по новейшей философии, вскоре превращается в пособие по овладеванию методом осознанного сновидения. Порядком подзабытые идеи Тимоти Лири, Маккенны и Кастанеды вновь оживают и предстают в новом свете. Персонаж Вилли Виггинса путешествует по своему сну, но никак не может вернуться в обычную реальность. Всякий раз просыпаясь и выходя из дома, он обнаруживает себя в новом сне, населенном множеством странных персонажей, таких же нейронавтов, как и он сам. В этом мире мысли и слова имеют зримую форму, а их концентрация настолько велика, что уследить за ними часто нет никакой возможности. Из-за этого полуторачасовой фильм кажется, как минимум, в два раза длиннее.
«Пробуждение» заставляет думать. Соразмышлять. О таких вещах, о которых в обычной жизни нам размышлять просто некогда. Эволюция, реинкарнация, природа сна, жизни, смерти, воображения… Главным критерием хорошего кино является желание пересмотреть его еще раз. Похоже, что этот фильм можно пересматривать бесконечно.
На фестивале в Венеции в 2001 году «Пробуждение жизни» получило приз за лучший фильм, а в 2002 – награду американских критиков за лучший экспериментальный фильм.
Комментарии
Подписаться