В этом октябре в программе Американского фестиваля снова будет на кого посмотреть. Прежде всего, на нового Содерберга, продолжающего свою невыполнимую миссию по экспроприации всех известных жанров и эстетик. Если на прошлогоднем Амфесте автор «Шизополиса» и «Пузыря» был представлен холодной докудрамой «Девушка по вызову», то в этом году вас ждет, как говорили в «Монти Пайтоне», нечто совершенно иное — фильм «Все идет по плану», мозаичный портрет самоубийцы Сполдинга Грея, виртуоза фрейдистского самокопания и экстремистской версии Вуди Аллена. Грей вознес нью-йоркский интеллектуальный стэнд-ап на совершенно новые высоты исповедальности, скрестив его с иронической пародией на беккетовский монотеатр. Снимался Грей и в кино, в том числе у Содерберга, так что для самого Стивена «Все идет по плану» не только омаж знаковому монологисту-беспредельщику, но прочувствованный мемуар о покойном друге.
Следующая документальная остановка — неожиданное социально-критическое исследование Эдриана Гренье «Тинейджер-папараццо». Гренье — звезда одного из самых популярных американских телесериалов «Антураж». Его герой — шустрый пацан, каждый вечер выходящий на голливудские улицы охотиться на кинозвезд. Остроумно решив перевернуть стандартное противостояние «звезда/папарацци» («жертва/охотник»), Гренье упал на хвост своему преследователю и превратился в летописца подвигов молодого бойца таблоидного фронта. В орбиту приключений странной парочки постепенно втянулся внушительный список обитателей Беверли-Хиллс высшего эшелона во главе с Пэрис Хилтон, Мэттом Деймоном и Алеком Болдуином, которые, вместе с отборным штатом социологов и культурных комментаторов, и пытаются по ходу фильма разгадать загадку социально-психологической обусловленности феномена сотворения кумира и сладострастного подглядывания за ним.
В фильме «Вопль» подглядыванием за своим кумиром (самыми нетривиальными способами) занимаются нью-йоркские режиссеры Роб Эпстайн и Джеффри Фридман. Под чутким руководством продюсера Гаса Ван Сэнта режиссерский дуэт рассказывает историю рождения легендарной поэмы Аллена Гинзберга «Вопль», а также реконструируют судебное разбирательство по делу о публикации непристойностей, возбужденное против издателя книги — другого великого поэта-битника Лоуренса Ферлингетти. Эпстайн и Фридман чередуют бытовые зарисовки трудов и дней молодого Гинзберга (блистательный Джеймс Франко) со сценами суда, разыгранными супертруппой во главе с Джоном Хэммом (Дон Дрейпер из «Безумцев»), и роскошной психоделической анимацией, экранизирующей поэму. Три составные части фильма держатся вместе на благородном порыве режиссеров — показать машинерию поэтического дара Гинзберга, а не только смачные сценки распутного образа жизни бит-поколения, на которых зацикливались создатели всех предыдущих фильмов о битниках.
Следующие две пары фильмов объединены фигурами их создателей — молодого техасского продюсера Адама Донахи и ветерана нью-йоркской актерской школы Стива Бушеми. Кинематограф «штата одинокой звезды» давно уже купается в эйфории перманентного ренессанса. На «Амфесте» можно увидеть две работы из впечатляющего продюсерского портфолио 30-летнего Донахи — романтико-бытовую зарисовку в традициях mumblcore «Одри-катастрофа» Фрэнка Росса и экзистенциально-фантастическую параболу Клея Лайфорда «Землянин». В центре первого фильма — сакраментальный вопрос «быть или не быть любви двух ничем не выдающихся обитаталей большого города», аранжированный режиссерским верлибром Росса и озвученный восхитительно блуждающим джазовым саундтреком Джона Медески (участника трио Medeski, Martin & Wood и музыканта на последних альбомах «Аукцыона» и Леонида Федорова). Два фильма с участием Бушеми, два разноплановых роуд-муви. Первый из них — серьезная мужская драма о старом преступлении и долгожданном наказании, снятая, парадоксальным образом, бывшей соратницей Джармуша и творцом легендарного манифеста нью-йоркского no wave-феминизма «Варьете» (1983) Бетти Гордон. Второй роуд-муви — уморительное фрик-шоу про игрока в завязке, навеянное «Божественной комедией» Данте и приснопамятной эпохой расцвета независимого кино первой половины 90-х.
Следующая пара фильмов презентует продюсерские проекты Дэвида Линча. Этим, в общем, все сказано, кроме того, что первый из этих проектов ожидаемо непредсказуем, а второй — предсказуемо ожидаем. «Наблюдение» — первый за 15 лет фильм Дженнифер Линч, дочери Дэвида и автора смачной черной комедии «Елена в ящике». Ее новый фильм еще более абсурдно кровав; по жанру это игра в кошки-мышки с участием порочных психопатов в лучших традициях папаши и с участием его актеров (Билл Пуллман, Джулия Ормонд, Грейс Забриски). «Сын мой, что же ты наделал?» — копродукция двух гениев, Линча-продюсера и Херцога-режиссера; снятая на коленке современная парафраза эсхиловской «Орестеи» с вдохновенным Майклом Шэнноном в роли классического херцоговского безумца. Херцог умеет снимать внутреннюю Америку как никто другой. С патологическим вниманием к бытовому сюру и страстью к странной американе, которую зачастую не способны прочувствовать режиссеры, родившиеся и выросшие в «стране свободных и обители храбрых».
Фанатам новой американской комической посвящается свежая работа братьев Дюплессов «Сайрус». Это настоящий прорыв маститых мамблкорщиков в мейнстрим. Продюсировали кино братья Ридли и Тони Скотт, а разыграли любимцы Джада Апатова Джона Хилл и Уильям С. Райли. Сюжет развивается во вселенной пушистых инфантилов, параллельной «Сводным братьям» Адама Маккея — на сей раз герой Райли, влюбленный в Марису Томей, должен покорить не только объект своего вожделения, но и ее сынка-переростка в исполнении Хилла.
На закуску киноману предлагаются две стороны женского кино — пронзительный бенефис Эллен Баркин в роли актрисы, завязавшей с профессией и переживающей кризис самоидентификации на фоне задумчивого ч/б и печального лоуфай-фолка («Хреновый год» Кэма Арчера) и романтико-фантастическая комедия «Таймер» дебютантки Джек Шеффер (это девушка) про обозначенный в названии гэджет, меряющий время до того момента, когда обладателю таймера случится встретить любовь.
Вишня на торте Амфеста — rockumentary про канадские гастроли The White Stripes лета 2007 года «The White Stripes в северном сиянии». Дуэт Джека и Мег Уайтов нынче почти нереально встретить в одной комнате, не то что на концертной площадке — Джек давно и надолго увлекся своими факультативными проектами The Raconteurs и The Dead Weather. Зато теперь, чтобы увидеть The White Stripes на сцене, можно сходить в кино. Интересной музыки на этом Амфесте будет много и помимо The White Stripes. Кроме вышеупомянутого саундтрека Медески к «Одри-катастрофе», это и блестящая музыка Картера Бервелла в «Вопле», и дебют Трента Резнора-кинокомпозитора в «Социальной сети» Финчера (российская премьера которой состоится в рамках фестиваля), и мьюзикл «Девять» по мотивам «Восьми с половиной» Феллини, и новая песня Эдди Веддера в комедии «Ешь, молись, люби» (оба фильма стартуют в Москве также на Амфесте).
Леонид Александровский, программный директор фестиваля Amfest 2010
Комментарии
Подписаться