В российский прокат вышла картина «Монстры», которая была снята за 14 тысяч долларов и теперь имеет все шансы принести своим создателям неплохую кассу. По этому поводу мы решили проанализировать, какие фильмы нужно снимать, чтобы потратить минимум денег и получить максимум прибыли. Или практическое руководство к действию для российских фильммейкеров, которые страдают от недостатка средств.
Многие люди зарабатывают на кино. Но отличие Джеймса Кэмерона и его «Аватара» от режиссера «Глубокой глотки» Джерарда Домиано состоит в том, что первый потратил астрономическую сумму и три года работал, а второй рисковал всего пятизначным бюджетом и получал массу удовольствия на площадке. Мы выбрали фильмы, чей изначальный бюджет не превышал 1 миллиона долларов, но при этом умудрились собрать внушительную кассу. Соотношение второго к первому дает коэффициент прибыльности картины, который и определяет успешность вложений.
Итак, для того, чтобы заработать много денег с минимальным бюджетом, нужно придумать и снять:
Нестандартный хоррор
Первыми формулу «меньше денег, больше денег» открыли режиссеры фильмы ужасов. Вернее сам Джордж Ромеро, которому в 1968 году пришла идея, снять картину про полумертвых людей. Денег было сравнительно немного – всего 114 тысяч долларов, но на макияж пожирателей человеческой плоти хватило. «Ночь живых мертвецов» мало того, что открыла культ зомби-фильмов, так еще и умудрилась заработать в прокате около 42 миллионов долларов.
С тех пор, каждый второй пытается повторить успех, усовершенствуя нестандартный подход к фильмам ужасов. Большинство ждет неминуемый провал, но некоторым удается сделать невозможное. В конце 70-х в течение трех лет Джон Карпентер, Шон Каннинхем и Сэм Рэйми сняли фильмы, которые взорвали американский бокс-офис. Два из них раскрывали тему маньяка убийцы «Хэллоуин» и «Пятница 13», а третий, «Зловещие мертвецы», был посвящен вырвавшимся на свободу злым духам. Общие сборы малобюджетных картин достигли 150 миллионов долларов и обеспечили авторам ярлык «мастер ужасов» на десятилетие вперед.
Но самый большой прорыв в этом жанре пришелся на псевдодокументальное кино. В конце 90-х история несчастных студентов, по дурости заблудившихся в лесу в поисках ведьмы, взорвала бокс-офис. Режиссеры картины увеличили прибыль от фильма в 11272 раза, и с тех пор могут позволить себе тратить заработанное на плохие фильмы. Еще больший банк сорвал Орен Пели, в свободное время соорудивший историю о полтергейсте «Паранормальное явление». Картина увеличила вложения в 12866 раз, и в этом году нас ждет продолжение.
Тонкая комедия
Если испугать зрителя, потратив минимум средств, кажется невыполнимой задачей, то можно попытаться рассмешить аудиторию. Конечно, совсем не российский случай, ну а вдруг. Высокую планку для юмористов установили Монти Пайтон, чей «Святой Грааль» за последние 30 лет принес продюсерам 400 кратное увеличение вложений. Бюджет фильма был настолько малым, что комикам не хватило даже на лошадей, вместо которых иронично использовались половинки кокосов.
·
В 90-х жанр комедии открыли для себя молодые и дерзкие режиссеры независимого кино. Кевин Смит решил, что «Клерки» из супермаркета – это отличный материал для неочевидного бытового юмора и превратил 27 тысяч долларов бюджета в 3 миллиона прибыли. Примерно тогда же и примерно столько же заработал Эдвард Бернс с фильмом «Братья МакМаллен» о жизни трех ирландских католиков, скованными родственными связями. В 1997 году канадская картина «В компании мужчин» повторила достижения. В этот раз высмеивались ценности корпоративной культуры.
Последнее крупное достижением на поприще утонченного юмора за смешные деньги продемонстрировал Джаред Хесс в «Наполеоне Динамите». История лузера-аутиста взгрела сердца зрителей на 46 миллионов долларов. Возможно, столько же денег заработали майки с франшизой «Vote for Pedro». Дешевые и прибыльные комедии работают в неочевидных ситуациях с тонким и сдержанным юмором – хорошие ориентиры для режиссеров, которые не знают, куда деть свою неуемную иронию.
Необычная драма
Если смешить и пугать совсем не получается, то тогда остается пробовать свои усилия в драме. В 1969 году Дэннис Хоппер и Питер Фонда решили взять 350 тысяч долларов, пару мотоциклов и Джека Николсона в багажнике, чтобы в итоге сделать феноменальное роуд-муви «Беспечный ездок», которое окупилось 117 раз. В 1973 году свой первый урок бюджетирования преподал Джордж Лукас. Комедийная драма о взрослении «Американские граффити» собрала в 148 больше бюджета. В 1976 году успех повторил и превзошел Сильвестр Сталллоне с историей про боксера неудачника «Рокки», увеличив миллионный бюджет в 225 раз.
Из последних примеров сверхуспешных драматических историй можно выделить романтический кошмар о запертых в «Открытом море» дайверах. Камерный триллер стоил в производстве 130 тысяч долларов, а в итоге заработал около 54 миллионов. Еще в учебниках по кино останется ирландский мюзикл «Однажды» о любви и переживаниях уличного музыканта. Свой 150 тысячный бюджет он превысил в 133 раза.
Зубодробительный экшен
Еще одну лазейку к немедленному успеху для кинематографиста дает жанр боевиков. Именно так загорелась звезда Брюса ли в фильме «Выход Дракона». Гонконгские продюсеры прыгали до потолка, узнав, что вложения в кунг-фу фильм невысокого класса отбились 105 раз. Так же на кино олимп забрался Мел Гибсон, чей «Безумный Макс» и Австралия дефицитного бензина помимо культового статуса приобрела 100 миллионов долларов прибылей. Последний крупный прорыв в этом жанре был у Роберта Родригеза. На съемки дебютного «Музыканта» он потратил всего 7 тысяч долларов, но в итоге заработал не только в 285 раз больше, а так же стал одной из ключевых фигур Голливуда.
Порно и реальная жизнь
Если фантазия совсем не работает и ужасы, комедии, драмы и боевики получается снимать по шаблонам, у кинематографистов есть еще пара жанров на выбор. В 70-х годах можно было снять за дешево порно фильм и озолотиться. Так произошло с «Глубокой глоткой», особо не отличающейся высокими художественными качествами. Но нужный эффект был достигнут. Возможно, сегодня такая судьба ждет авторов 3D фильмов для взрослых.
Более изобретательные фильммейкеры обращаются к жанру документального кино, которое при правильном подходе и остроте темы стоит не дорого и получает большой резонанс. Неплохо зарабатывать на реальности получается у вездесущего Майкла Мура. Но самый больших дивидендов добились авторы фильмы «Двойная порция». Какие-то 60 тысяч бюджета превратились в 20 миллионов долларов.
Топ-10
Как мы видим, для того чтобы прославиться и заиметь личный лимузин не обязательно снимать крупнобюджетные блокбастеры. Одной светлой головы всегда было достаточно для успеха в любой сфере деятельности, в том числе и в кино. Именно в таком духе нужно снимать фильмы за смешные деньги, чтобы обеспечить себя работой до конца жизни.
Комментарии
Подписаться