11-ый фестиваль «Новое британское кино», как и предыдущие десять, подарит зрителям возможность ознакомится со всем спектром кинематографа Соединенного королевства. Фильтр фестивального отбора свежего британского кино гораздо шире, чем в случае, например, Амфеста, на котором всегда хочется показать что-то максимально редкое и не имеющее шансов в прокате. С английским кино проще, потому что оно чаще всего не доходит до российского проката. Поэтому в программу можно смело включать как большие постановочные фильмы, так и вполне радикальный артхаус.
Из большого кино хочется выделить, в первую очередь, фильмы с богатыми традициями фирменных английских жанров — исторической авантюры и жесткой криминальной драмы. Это, во-первых, шпионский кинороман «1939», поставленный видным драматургом Стивеном Поляковым на сочном материале предвоенных амурно-политических интриг лондонского высшего общества. В главных ролях внушительная галерея звезд — от ветеранов Кристофера Ли и Джули Кристи до талантливой молодежи в лице Ромолы Гараи и Эдди Редмейна. Во-вторых, это «Гарри Браун» — очередной бенефис великого Майкла Кейна, совершающего рейд священной мести в бандитские кварталы своего детства (фильм снят в родном для Кейна районе Лондона Southwark) и к излюбленному жанру жесткого криминала, в котором актер блистал в начале 70-х.
Далее, Бритфест представит три премьеры прокатного кино, снятого мощными статусными фигурами режиссерского цеха. «Неотразимая Тамара» — свежий фильм Стивена Фрирза, режиссера, для которого не существует неинтересных или недоступных жанров. Только в нулевых он отметился столь непохожими опусами, как иммигрантская чернуха «Грязные прелести», феерическая ретро-комедия «Миссис Хендерсон представляет» или всем известная скандальная «Королева». Его новая работа — экранизация ироничного комикса карикатуристки The Guardian Поузи Симмондс, в которой Джемма Артертон выразительно сыграла молодую выскочку из провинции (таких в Англии называют jumped up).
«Не отпускай меня» — фантастическая драма Марка Романека, великого клипмейкера и человека с удивительным визуальным мышлением. Это всего лишь третий его фильм — Романек весьма избирательно относится к материалу для нечастых вылазок в большое кино. На сей раз ему не пришлось долго колебаться: «Не отпускай меня» — экранизация романа букеровского лауреата Кадзуо Исигуро (автора «Остатков дня») и сценариста «Самой грустной музыки на свете» Гая Мэддина. Кроме того, сценарий написал другой известный писатель — Алекс Гарланд (соратник Дэнни Бойла), автор «Пляжа» и «Пекла».
Третья большая премьера — «Последнее воскресенье». Этот биопик про предсмертные метания Льва Толстого с впечатляющим актерским составом во главе с Кристофером Пламмером (в роли Льва Николаевича) и Хелен Миррен (в роли Софьи Андреевны) снял американец Майкл Хоффман («Реставрация», «Один прекрасный день»). Главные герои за свои русские роли номинировались на «Оскар».
Есть в программе Бритфеста и более животрепещущий биопик — экранизация мемуаров легендарного кроссдрессера Квентина Криспа «Англичанин в Нью-Йорке». Киноманам Крисп знаком прежде всего ролью королевы Елизаветы в «Орландо» Салли Поттер, а также экранизацией своих первых мемуаров «Голый чиновник», в которой колоритную гей-икону блестяще изобразил Джон Херт. 34 года спустя Херт вернулся к образу Криспа и сыграл своего героя уже в старости: в его манхэттенский период, о котором, к слову, была написана известная песня Стинга, давшая имя и книге, и фильму.
Еще два фильма программы, родившиеся из смеси перекрестного опыления документа и фантазии, — «Ле Донк и Скор-се-зе» Шейна Медоуза и «Доктрина шока» Майкла Уинтерботтома. «Ле Донк» — гротескная пародия на реалити-шоу, снятая золотым мальчиком английского авторского кино Медоузом; уморительный роуд-трип с участием реально существующего рэппера Scorzayzee и его вымышленного менеджера Ле Донка в исполнении Пэдди Консидайна. Это кино — подарок фанатам брит-попа: под занавес Scorzayzee попадает на разогрев к Arctic Monkeys. Что касается новой документальной вылазки неутомимого Уинтерботтома, то на сей раз он берет в попутчицы известную канадскую антиглобалистку Наоми Кляйн и не без успеха пытается оживить на экране постулаты ее книги The Shock Doctrine.
Особого внимания заслуживает как никогда разнообразная подборка независимых фильмов, зачастую весьма экстремального жанрового свойства. Например, провокационная комедия про террористов-пакистанцев «Четыре льва» или комедийный абсурдистский хоррор «Скелеты». Рекомендаций заслуживает и британский омаж чистопородной американе — драматическая история жизни чечеточника с Аппалачей Джеско Уайта («Просветления Уайта»). Замыкают инди-блок два образчика молодежного кино: провинциальная хипстерская романтика «Вспышки любви» и драма «Удар», пропагандирующая небесполезную заповедь «девушки, не сотворите себе футбольного кумира». Также будут представлены лучшие анимационные короткометражки-лауреаты British Animation Awards-2010 и программа короткометражного кино «Lux: время настоящее».
Комментарии
Подписаться