Ходили мы вчера на премьеру нашумевшего на разных авторитетных кинофестивалях фильма "Овсянки" Алексея Федорченко. Затем после фильма был творческий вечер с главными героями и режиссером. Эта картина вызвала целый ажиотаж в Венеции, ну, и про Тарантино тоже все, наверное, слышали. А Федорченко называют чуть ли не современным Тарковским, его фильм - прорывом в российском кино. Разумеется, в статусе некоммерческого кино и арт-хауса.
После просмотра, мне кажется, у зрителя ещё не нарисовалась картинка общего видения картины, поэтому вопросы были или шаблонны или совсем не в тему. Хотя, и режиссер с актерами отвечали тоже не совсем по теме. Может быть, сказалось волнение, а, может, и обиделись слегка на отсутствие в вопросах понимания. В общем, контакта и единения со зрителем, на мой взгляд, на премьере в Петербурге не случилось. Только сегодня утром я понял почему. О чем сейчас и расскажу. Это будет не оценка сюжета, а рецензия к просмотру. Потому что современный, еле дышащий российский кинематограф нужно поддерживать и ходить по мере возможности в кинотеатр, в первую очередь на некоммерческое кино. Все те блокбастеры и слащавые рекламные ролики длиной в 2 часа, которые нам впаривают в кинотеатрах, только пудрят наш мозг и заставляют жрать поп-корн вёдрами, а настоящее кино, которому не пихают в карманы бабло и которое не пиарят по всем каналам телевизора во времена прайм-тайма, проходит мимо зрителя, теряясь в ярких афишах банальности, топорных шаблонов и слепого примитива. А между тем, люди годами снимают эти видеокниги, вкладывая в них всю свою душу, пытаясь сказать о чем-то зрителю, донести до него что-то особенно важное. Причём, снимая на копейки, в постоянных поисках инвесторов и дополнительных средств.
"Овсянки" Режиссер: Алексей Федорченко
Продюсер, сценарист, режиссер. Родился в 1966 году в городе Соль-Илецк Оренбургской области. В 1988 году окончил Уральский политехнический институт. В 2000-м — факультет дополнительного профессионального образования ВГИКа (сценарная мастерская Л.Кожиновой, В.Черных и Ю.Рогозина).
С 1990-го года работает на Свердловской киностудии, с 2001-го — руководитель продюсерского управления студии.За документальный фильм "Давид" получил призы МКФ в Стокгольме и Люблине.
"Первые на Луне" — полнометражный игровой дебют. Фильм-мистификация, подделка, что на современном российском телевидении именуется "документальными расследованиями" или "тайнами века": всякие там опыты по скрещиванию человека с обезьяной, якобы имевшие место в 1920-х годах, или оборона гитлеровской рейхсканцелярии полком тибетских монахов. Эта картина также произвела впечатление на ничему не удивляющееся жюри нескольких авангардных кинофестивалей мира.
Актеры: Юрий Цурило, Игорь Сергеев, Юлия Ауг, Виктор Сухоруков Оператор: Михаил Кричман
(который снимал "Возвращение" и "Изгнание" Андрея Звягинцева)
2010г
К просмотру фильма мы не готовились, ничего практически не знали о сюжете и одноименную книгу Дениса Осокина, конечно же, не читали, то есть были полностью готовы к новому впечатлению.
Общая атмосфера грусти и какой-то глубокой тоски с первых кадров хлынула с экрана и продолжалась весь фильм. Структура детализированного описания, обычные лица людей, серые будни, образ печальной осени и текстура глубинки весь фильм были чётко выдержаны и направлены на эмоции зрителя. Но, главное, зримо рисовались три характерные черты фильма, основа, так сказать, - это традиции, быт исчезнувшего народа и любовь, такая, о которой не говорят, и смерть, с нестандартным её восприятием. И вот эти три характеристики переплетены с неизвестной долей выдумки и мистификации в историю, которая очень спокойна и ненавязчива, но всё же где-то на кромке с запретом, с довольно необычной формой провокации. Так как история сия - эротическая драма.
Эротика в "Овсянках" показана без прикрас и без современности что ли. Несомненно, новый взгляд на жанр эротического кино. То есть, в наше время такой образ женщины и выражение такой красоты её тела, показанные в фильме, а также сугубо своеобразные отношения мужчины и женщины, как бы не модны. Поэтому при просмотре создается ощущение некоего неприятия, чего-то чуждого современному сознанию социума. Плюс ко всему, весь сюжет пронизывает линия смерти, которая показана, конечно, без тошнотворности, как сейчас принято, но все же довольно разительно. Несмотря на трагизм ситуации, интерес зрителя удерживается показом традиций и мифологии забытой народности, характерной операторской работой и нестандартным сюжетом, хоть местами и предсказуемым. Да и ни в предсказуемости дело, как потом понимаешь. А в морали. Как и в прозаической басне, здесь есть повествование и заключительное нравоучение. И, если провести параллель с басней до конца, можно сказать, что картина "Овсянки" - выразительная эротическая кинематографическая басня с грустной историей, но высокой моралью, очень метафоричной и глубокой по составу.
После просмотра фильма, как мне показалось, за странностью сюжета и законченностью истории, зритель и я, в том числе, не рассмотрели замысел автора. Настолько харизматично показана реальность повествования, что контекст её приходит в голову только после анализа всего фильма. И это делает работу Федорченко кинолентой очень высокого уровня. Очень сложно, раскрывая в кино необычную тему, не только не упростить основную идею, но и скрыть её за видеорядом. Образно говоря, законсервировать её в подсознании зрителя для последующего извлечения и осознания. Оно-то и выявилось у меня только на утро после увиденного. Жаль, что не раньше, но ничего. :)
Кстати, темы вопросов после просмотра фильма наверняка взыскательной публики были очень далеки от морали данной истории. Видимо, другие зрители, также как и я, не рассмотрели сразу основную идею картины. Хотя, после довольно острого и где-то оставленного без понимания сторон диалога между зрителем и создателями фильма, актёр Игорь Сергеев, от лица которого ведётся повествование в фильме, говорит о финальной фабуле, буквально заключительную фразу из фильма, благодаря которой всё-таки по-своему красивая история приобретает некий тонкий смысл жизни этого народа, с хрупкой нежностью любви мужчины и женщины и теплотой родственной любви в целом. И, несмотря на всю драматичность и разительность, в этой-то фразе и заложен основной контекст и смысл всего фильма.
Озвучивать её не буду, поймёте сами. Она, как, знаете, восклицательный знак в конце предложения. Раньше его называли "точкой удивления". В профессиональной практике восклицательный знак в скобках используется для подтверждения крайне необычного высказывания, как указание на намеренный, а не ошибочный его характер. Так и здесь.
"Овсянки"(!)
Комментарии
Подписаться