Views Comments Previous Next Search

Дневники продюсерских курсов New York Film Academy

0989
НаписалNew York Film Academy6 ноября 2010
0989
Дневники продюсерских курсов New York Film Academy — Кино на Look At Me

Среда, 20 октября

Цитата дня:
«A film is never good unless the camera is an eye in the head of a poet»
«Фильм хорош тольтко тогда, когда камера становится глазами поэта»
Орсон Уэллс

Сонные, но преисполненные интереса к предстоящей лекции, студенты подтягиваются в аудиторию. Заходит бодрая и жизнерадостная Лидия. Начинается действо. На этот раз Лидия познакомила слушателей с библией телесериала. Говорили о различиях в американской и российской системах продюсирования и телевизионного программирования: преподаватель была очень удивлена, узнав, что в нашей стране сериал демонстрируется ежедневно, в то время как в США принято показывать по одной серии в неделю.

В ходе лекции то и дело всплывали профессиональные термины: «арка героя», «арка истории», «шоуранер», «вертикальный/горизонтальный сериал». На занятии вспомнили такие известные сериалы, как LOST («Остаться в живых»), The Simpsons («Симпсоны»), The Family Guy («Гриффины»). Создание библии телесериала – более творческий процесс, так как сериал требует больших затрат, чем фильм, и может длиться несколько сезонов. Главное – убедить телеканал в том, что ваш его будут смотреть на протяжении нескольких сезонов.

В очередной раз лекция прошла в атмосфере живой дискуссии. Одна девушка вспомнила о недавно увиденном сериале «Светлана», истории о русской девушке-проститутке. Зная российскую «телекухню» изнутри, многие студенты говорили об успешности тех или иных иностранных сериалов в нашей стране, помогали переводчику подобрать правильное название, интересовались тонкостями процесса покупки сериала телеканалом.

В конце занятия Лидия расписала студентам план на два воскресенья, а именно: слушатели должны будут представить питч своей истории. Кроме того, они должны будут ответить на несколько вопросов, касающихся бюджета, целевой аудитории, аналогов и некоторых других аспектов. Воскресенье не за горами, так что готовьтесь, господа студенты!

После перерыва – лекция Пола Брауна. Мы продолжаем изучать путь героя и путь героини. Хотя занятия с Полом трудно назвать лекциями – это всегда живое общение.

Сегодня начали с отрывка. Вроде бы фильм давно всем известный – «Молчание ягнят» – и голос переводчика напоминает об отроческих годах и первых видеосалонах. Но Пол начал занятие с высказывания Юнга «That which remains unconscious appears as fate». Перевести это можно приблизительно как «То, что прячется в подсознании и станет судьбой».

Эпизод – разговор Клариссы Старлинг (Джоди Фостер) и Ганибала Лектера (Энтони Хопкинс) через решетку. Кларисса рассказывает Лектеру о своем детстве и кошмаре с плачущими ягнятами, который преследует ее всю жизнь. Кларисса надеется, что если ей удастся помочь жертвам маньяка, плачущие ягнята ее детства замолчат и кошмары прекратятся.

Отрывок закончен, но переводчик Семен просит включить свет в аудитории, подражая фирменному голосу любимого всеми Володарского. Студенты дружно хохочут. Пол удивлен. Ему объясняют, насколько культовые фигуры наши переводчики и их голоса – с ними связана целая эпоха. Пол делает замечание по поводу качества русского дубляжа. Он видел отрывок из какого-то фильма, где маленькую девочку дублировала взрослая женщина и ее голос был настолько фальшивым... «Это так портит вам впечатление от фильма. Фактически, вы смотрите не то кино, которое снял этот режиссер», - говорит Пол.

На обсуждении Пол продолжает тему бессознательного и того, как внутренние страхи и трагедии прошлых лет движут поступками героев, придавая сюжету дополнительный смысл и делая самих героев противоречивее и интереснее. Иногда бессознательное, этот призрак главного героя, переходит прямо в название картины: как, например, в случае с «Китайским кварталом» или «Молчанием ягнят».

Затем наступает час магического круга. Пол рисует на доске круг, обозначающий путь героя, и студенты судорожно открывают тетрадки и начинают рисовать и строчить.

Через какое-то время включается отрывок «Гладиатора». Картина масштабная, отрывок длиииииинный. Но он нужен Полу, чтобы продемонстрировать на наглядном примере, что такое: привычный мир героя; герой, разрываемый противоречиями (Максимус выбирает между долгом и желанием увидеть семью) и то, что в системе мономифа Джозефа Кэмпбелла называется зовом к приключению.

Хотя все видели «Гладиатора», никто толком не смог ответить на вопрос Пола: «Какой первый кадр фильма и что он значит?». Хотя рука Максимуса, ласкающая колосья в поле, это очень важный визуальный образ фильма – это метафора его тоски по дому и любви к семье. То есть то, что будет двигать поступками героя в дальнейшем.

...Когда дело дошло до английского термина frienemy (друговраг), один из слушателей вспомнил русский аналог этого выражения – «заклятый друг». Во всяком случае, по смыслу подходит. Это друг, который предаст главного героя в самый ответственный момент или просто струсит и сбежит. Или наоборот – враг, с которым герой будет сражаться долгое время, пока не выяснится, что он на самом деле вовсе не желает зла и что у них очень много общего.

Небольшой перерыв и Пол просит каждого из присутствующих сделать короткий (на 15 секунд) питчинг своего проекта. «Сегодня вы должны облажаться, - говорит Пол, - я жду»! Участие принимают все без исключения, даже мастер российской части курсов режиссер Михаил Фатахов. С непривычки кто-то читает с листа, кто-то спешит, кто-то смотрит под ноги – зато у каждого своя история, двух похожих не найдете. Главная заповедь питчингующего «Не наскучь!», - напоминает Пол Браун. Некоторых студентов он просит то же самое рассказать второй раз, только теперь увлекательнее и сделать это для двух контренных людей, сидящих, скажем, во втором ряду. В итоге бурные аплодисменты срывает обаятельный молодой человек с оригинальной историей об инопланетянах, похищающих российских коррумпированных чиновников. «Вот, я же говорю: нельзя недооценивать харизму и личное обаяние», - радуется Пол.

За окном барабанил дождь, а студенты продолжили занятия уже с Гилбертом Шилтоном. Тема занятия – раскадровки. В каких случаях и кому нужны раскадровки? У аудитории масса ответов. И все правильные. Но Гилберт подводит итог: раскадровка это иллюстрация режиссерского видения истории, сделанная для всей съемочной группы, чтобы у каждого из них было одинаковое представление об этом видении и он смог понять, как воплотить все это в жизнь.

Если сам режиссер не рисует, ему нужно объяснить раскадровщику, что он хочет видеть. А чтобы режиссер мог это объяснить, по каждому объекту готовится диорама (макет), на котором в буквальном смысле двумя пальцами режиссер наглядно демонстрирует, как в этой сцене движется камера и что мы при этом видим.

Разговор о раскадровках плавно переходит в жаркую дискуссию о работе режиссера на площадке, его обязанностях и взаимоотношениях с продюсерами и съемочной группой. Студенты буквально засыпали Гилберта вопросами, и на многие свои вопросы они получили неожиданные ответы. «С чего вы решили, что режиссер должен командовать? Не нужно управлять людьми. Объясни им, чего ты хочешь, и дальше доверься их профессионализму и таланту – дай им делать свою работу. Только тогда ты получишь не только слепое выполнение своих указаний, но и возможно чье-то необычное творческое решение, которое окажется лучшим», - говорит Гилберт Шилтон.

В качестве примера Гилберт приводит историю режиссера монтажа Майкла Кана, который постоянно работает со Стивеном Спилбергом. Когда его спросили, как он работает со Стивеном, Майкл ответил: «Стивен присылает мне сценарий, и я его читаю. Потом мы встречаемся вместе за ланчем и разговариваем о бейсболе и политике. Затем он уезжает на съемки, и мы вообще не видимся, я только получаю от него отснятый материал. А дальше я монтирую картину, как я ее вижу, и когда она готова, Стивен приходит смотреть».

Гилберт говорит о том, что, придя на просмотр монтажной версии Кана, Спилберг получит не просто выполнение своих приказов, но и идею (видение) талантливого творческого человека, которая, возможно, ему понравится. Вот идеальный пример делегирования и доверия! Гилберт уверяет своих студентов (и для многих это становится откровением), что лучшая режиссура – сделать так, что она была почти не нужна. «Вы же не видите букв и слов, когда читаете книгу. Вы видите главных героев, их мир и следите за сюжетом. Точно так же зритель не должен видеть режиссерскую работу (или музыку, или красивые операторские приемы). Потому что кино – это искусство невидимого»

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются