Билл Плимптон: "Бивис и Баттхед" и "Южный парк" совершенно точно сделаны под моим влиянием"
Билл, у меня тут вопросы, они, видите, распечатаны на компьютере — я к сожалению, почти перестал ручкой пользоваться, в отличие от вас.
О, ручкой я отлично владею до сих пор.
На постере к "Идиотам и ангелам" написано, что фильм представляет Терри Гиллиам. Что это означает и как так получилось, не расскажете?
Слушайте, я уже сегодня дал штук двадцать интервью, и этого вопроса мне никто не задал, а это ведь очень хороший вопрос. С Терри я знаком примерно лет 15. Мы часто встречаемся на фестивалях, здороваемся. Но он живет в Лондоне, а я — в Нью-Йорке, поэтому мы с ним не тусуемся. А в прошлом году я ездил на кинофестиваль в Дубай, наткнулся там на него, и он спросил меня, над чем я сейчас работаю. У меня с собой было портфолио с моими рисунками, поэтому мы с ним присели в кафе за столиком, и он посмотрел на эскизы к "Идиотам и ангелам". И они его напрочь убили, он постоянно повторял, как прекрасны эти рисунки, внимательно разглядывал и был в довольно большой ажитации. В какой-то момент к нему подошли и сказали, "Терри, давай, пора идти, у тебя сейчас интервью с Би-би-си, ты помнишь об этом?". И он ответил им: "Би-би-си пусть идет на хер, я хочу посмотреть на рисунки Билла". Вот как его проперло.
Легко понять, откуда это идет, он ведь сам начинал с анимации, в "Летающем цирке Монти Пайтона".
Да, он абсолютно в теме. И он говорит мне: "Билл, я прямо влюбился в эти рисунки, что я могу сделать для тебя и твоего фильма, чем помочь могу? Ты только скажи". Я подумал и ответил: "А ты не хочешь представить фильм?". А он говорит: "Да, с радостью". Он очень помог, правда. Вот такой он хороший парень. Еще он дал интервью для вступительной главы к книге, и для документального фильма, над которым я работаю — обо мне самом. И он представил этот фильм. Не знаю, в курсе ли вы, но вообще в Голливуде существует такая практика, за то, чтобы ты представил фильм, тебе платится немыслимая сумма денег. Чтобы Спилберг на такое согласился — чтобы на постере была надпись "Стивен Спилберг представляет", придется раскошелиться на десять миллионов долларов, к примеру. Существует порядок цен. А Терри сделал это бесплатно. Я ему просто подарил свой рисунок взамен, о деньгах речь вообще не шла. Вот такой он классный парень, Терри.
Учитывая хвалебные цитаты от Джима Джармуша и музыку Тома Уэйтса в фильме, то "Идиоты и ангелы" получаются прямо какой-то квинтэссенцией, сливками американского независимого кинематографа. Вы принадлежите к этой тусовке?
Нет, увы. Но хотел бы.
А есть прямо такая тусовка, что ли?
Да, есть. Но проблема в том, что я мультипликатор, а анимация и игровое кино — вещи разные. На Джима Джармуша я натыкаюсь, может, раз в год, на какой-нибудь вечеринке. Я не хожу с ним на обед каждый день. А Том Уэйтс живет в Калифорнии вообще, и кажется, вообще никуда не ходит. Так что с этими парнями я не тусуюсь. Я более-менее часто вижу Даррена Аронофски, он мой друг. Кто еще? Стив Бушеми — мой хороший друг. Это все народ из Нью-Йорка. Но с режиссерами игровых фильмов я мало пересекаюсь вообще-то. Я все больше по аниматорам, знаете ли — вот Джон Лэсситер есть такой, например. Он из Pixar, снял "Историю игрушек". Слыхали?
Ммм, нет, не очень, на самом деле. В пресс-релизе написано, что вы в 1970-е рисовали иллюстрации ко всяким киношным журналам, типа Cineaste. А сами-то вы киноманили?
О, да, ха-ха-ха (демонически смеется). Когда я переехал в Нью-Йорк, я впадал в транс от кино, я смотрел по восемь фильмов в день. В Орегоне я жил далеко от кинотеатров, и почти не смотрел кино. А когда переехал в Нью-Йорк, то кинотеатры были на каждом шагу. А мои друзья посещали занятия по истории кино. И я пробирался туда втихаря, смотрел Пудовкина, Эйзенштейна, всех этих русских режиссеров. Владислава Старевича. Ну, конечно, Феллини, Брессона, и всех остальных. Безумное время было, и мне повезло, что я сработался с этим журналом, потому что меня пускали везде бесплатно, по удостоверению, и на пресс-показы.
И что вам дал этот опыт поглощения кино в таких масштабах?
Это полное безумие, ты совсем теряешь границу между фантазией и реальностью. Через какое-то время тебе начинает казаться, что ты сам живешь внутри фильма. Но больше я уже так не делаю. Смотрю, может, по одному, по два фильма в день. И смотрю разные фильмы: хорошие, плохие, документальные, анимацию. Ну то есть мне все равно — Если вижу какой-то фильм, то хочу посмотреть его. Телевизионные только не смотрю. Фильмы по ТВ смотрю, а вот телесериалы — нет. Времени не хватает на них.
Да, у вас даже блог есть, где вы про кино пишете.
Да, называется он Scribble Junkies, и я пишу там про кино. Вот "Мегамозг" /Megamind/ недавно посмотрел. И про кота Фрица, продолжение, называется "Девять жизней кота Фритца" /Nine Lives of the Fritz the Cat/ (1974). Он оказался просто ужасен, полностью содран с первого мультфильма, Ральфа Бакши. Трэш какой-то.
Отклик есть какой-то среди читателей?
Да, откликов полно, много людей, и все мне пишут, оставляют комментарии, что я не прав, и должен об стену убиться (смеется).
А восточно-европейскую или даже российскую анимацию хорошо знаете?
Ну да, я же езжу на огромное количество фестивалей, и все отсматриваю. В Чехию езжу, в Польшу, на фестиваль "КРОК" вот ездил. В Болгарии был.
Значит, Шванкмайера любите, Норштейна.
Да, конечно. Юрия Норштейна я не так давно увидел, его короткометражки. Он, наверное, очень популярен в России.
Ну, он мог быть популярнее, скажем так.
О, как жаль.
А был еще такой сборник, называется "Пропаганда в советской анимации" /Soviet Animation Propaganda/, на четырех DVD, не видели? Я вот на таком воспитывался, например.
Да-да-да! Видел, конечно, он у меня есть! Там есть прямо очень интересные работы. И, кстати, большинство из того, как там показана капиталистическая Америка — я могу заявить, что так все и было, это не какие-то выдумки коммунистов.
В анимации ведь вообще нет никаких законов и границ, сплошная творческая свобода, в отличие от игрового кино. Как вы с этим живете вообще? Не пугает такая степень свободы? Остаются ли какие-то правила, которые еще можно нарушать?
Нет, вообще-то есть одно правило — фильм должен нравиться зрителям. Если бы публике не нравилось то, что я делаю, то я бы прекратил. Я смотрю свои фильмы со зрителями и определяю, нравится им или нет. Если публике нравятся фильмы, то я получаю с этого деньги. Если же я не получаю денег, то тогда я прекращаю снимать фильмы. Так что для меня очень важно снимать популярные фильмы.
А вы считаете себя экспериментальным режиссером? Независимым — да, а в эксперименты не думали уйти?
Нет. Вернее, как — я пытаюсь все время что-то новое придумывать, но в абстракцию или в авангард уходить не собираюсь. Для меня самое важное — общаться со зрителями.
Но в начале 90-х, когда ваши мультфильмы показывали по MTV, они выглядели достаточно запредельно и вызывающе.
Ха-ха-ха. Нет, я так не думаю. Я рисовал их, чтобы народ посмешить, всего лишь.
А как вы вообще оказались на MTV?
Когда меня номинировали на "Оскар" в конце 80-х. Мне позвонили из рекламного агентства и попросили меня нарисовать что-нибудь для них. И заодно прорекламировать что-нибудь. Они вот решили, что это сильно поможет им в продвижении продукта. Анимация, она ведь очень цепляет глаз. Они мне дали раскадровки, и я нарисовал для них рекламу — настольной игры Trivial Pursuit, ресторанов фаст-фуда Taco Bell, авиакомпании United Airlines, машины Mercedez-Benz. Я много чего продавал.
Как вы думаете, вот такого рода вызывающие вещи, которые вы делаете — их широкой публике будут еще показывать, как на MTV в 90-х, либо это останется все на YouTube, в братской могиле?
Нет, мне кажется, что все, что я делаю, особенно "Идиоты и ангелы" — очень коммерческое. Просто некоторым нужно свыкнуться с мыслью, что это не для детей мультики, а настоящая взрослая анимация. Фильм-то, на мой взгляд, крайне развлекательный.
В ТВ-анимации 90-х много общего, на самом деле — "Симпсоны" Мэтта Гронинга, "Бивис и Баттхед" Майка Джаджа, ваши микрометражки. Все они отличаются немотивированными вспышками насилия, циничным юмором и таким особым отношением.
За Мэтта Гронинга, который "Симпсоны", не скажу. Но про Майка Джаджа, и про ребят, которые нарисовали "Южный Парк", Трея Паркера и Мэтта Стоуна, я точно знаю, что они видели мои фильмы, и наверняка вдохновлялись моим юмором и стилем. Да думаю, что и "Симпсоны" тоже.
И последний вопрос: увидим ли мы CGI-анимацию от Билла Плимптона?
Если мне дадут много денег, то я сниму что-то такое. Но не для себя. Так-то у меня на компьютеры нет ни времени, ни денег. Но если мне кто-нибудь заплатит миллион долларов, то я готов.
Комментарии
Подписаться