Views Comments Previous Next Search

Нахальные молодые в новом немецком кино

76411
НаписалCool Connections25 ноября 2010
76411
Нахальные молодые в новом немецком кино — Кино на Look At Me

Любой фестиваль современного кино Германии неизбежно оборачивается парадом работ, снятых молодыми кинематографистами этой страны. 

Зрители, безусловно, знают имена известных немецких режиссеров – таких, как Вим Вендерс или Фолькер Шлендорф. Между тем, последние работы этих все еще живых классиков, мягко говоря, не радуют их поклонников. В то время, как кинематографисты старшего поколения потеряли связь с реальностью, резко изменившейся после падения Берлинской стены, на авансцену кинопроцесса довольно нахально выдвинулись  представители более молодых поколений. Все самое интересное, что делается сегодня в современном немецком кино, делается режиссерами, которым в районе сорока, а то и значительно меньше. Отсюда социальная ангажированность, жанровое бесстрашие и нередко эстетический радикализм такого кино, которое я считаю одним из самых интересных и живых явлений в кинематографе последнего времени.

Молодым немецким авторам надули голову мультикультурные ветры, давно гуляющие по их родине, смешивая все традиции, уклады и даже национальные кухни. О кипящей жизни диаспор им известно не понаслышке: многие сами из них вышли. А крайнее обострение межконфессиональных отношений (не только в своей стране, но и на всем европейском континенте, ставшем ареной новейших крестовых войн) современное немецкое кино начало фиксировать намного раньше, чем это сделали политики. Самые значительные фильмы нынешнего фестиваля посвящены именно этой животрепещущей теме.

 

"Когда мы уходим"

Режиссер Фео Аладаг

В ролях: Сибель Кикелли, Сеттар Танриоген, Флориан Лукас 

 

Турецкая красавица Умай (Сибель Кикелли из «Головой о стену» Фатиха Акина) сжигает в раковине свой паспорт. На родине ее заставляют жить с постылым и грубым супругом и в 25 лет считают старухой, чье единственное предназначение – ему угождать. Умай бежит в Берлин, где обосновалась ее семья, но верные мусульманским традициям родители и братья норовят отобрать у нее сына и отослать назад в Стамбул. «Пара подзатыльников еще никому не вредила», – таково их священное убеждение, с которым не хочет мириться свободолюбивая турчанка, разрывающаяся между стремлением к цивилизованной  европейской жизни и нежеланием отказываться от национальных корней. Жесткая социальная драма, громко прозвучавшая во внеконкурсной берлинской  «Панораме», ставит неутешительный диагноз: либо то, либо другое. А финал, поражающий своей бескомпромиссной реалистичностью, не оставляет сомнений в мессидже этого крайне своевременного произведения: национальные предрассудки часто оказываются куда весомее «предрассудков» гуманистических – даже таких, как слеза ребенка.

 

"В тени"

Режиссер Томас Арслан

В ролях: Мишель Матишевич, Каролине Айххорн, Уве Бом

 

Вроде бы все на штампах фильма в жанре «ограбление по…»: профессиональный грабитель, выйдя из тюрьмы, вновь идет по кривой дорожке, организуя очередное «дело со взломом», которое постепенно выходит из-под его контроля и оборачивается трагически. Но мускулистая режиссура признанного представителя «берлинской школы» Томаса Арслана, способного, как его герой – сейф – практически голыми руками вскрыть механику преступления (при помощи соучастника – снайперски эффективного в своей скупой харизме актера Мишеля Матишевича) вывело эту недооцененную картину из «тени» жанрового кино на фестивально-призовой свет. Попутно вписав в недлинный список лучших фильмов-нуар последнего десятилетия.  

 

"Нанга Парбат"

Режиссер Йозеф Фильсмайер

В ролях: Флориан Штеттер, Андреас Тобиас, Карл Маркович

 

Жанр «горного фильма» занимает совершенно особое место в коммерческом немецком кинематографе ХХ века, зародившись еще во времена «великого немого» и воплотив в себе черты стиля, который позже назовут «магическим фашизмом». Картину о покорении братьями Райнхольдом и Гюнтером Месснером знаменитой гималайской вершины Нанга Парбат интересно рассматривать именно в контексте этой не до конца прервавшейся традиции. К этому едва ли не призывает и абсолютно традиционалистская, даже несколько кондовая, эстетика, в которой выполнена картина. Детство будущих героев-альпинистов – неудачные, но веселые старты – борьба с ближайшими друзьями-коллегами и неизбежный разрыв с ними – неудержимый зов гор и финальный триумф воли, пусть даже ценой жизни одного из братьев. Отдавая должное небывалой живописности этой картины, скажем, что лучшее в ней – это музыка модного мексиканца Густаво Сантаолаллы, прославившегося в кино благодаря картинам Алехандро Гонсалеса Иньярриту и Энга Ли.

 

"Дружба!"

Режиссер Маркус Голлер

В ролях: Матиас Швайгхёфер, Фридрих Мюке

 

Привычной отговоркой не справившихся со сложной задачей режиссеров о том, что словосочетание «немецкая комедия» – само по себе оксюморон, как-то не пользовались во времена Любича. Не понадобилась она и Маркусу Голлеру, как не понадобилась Фатиху Акину с его «Душевной кухней» и Дитриху Брюггеманну с заразительной лирической комедией из жизни молодых инвалидов «Беги, если сможешь», которую тоже покажут на фестивале. Многие сочли сей факт освежающим, мы же никогда не отказывали немецкому народу в своеобразном чувстве юмора, лишь усилившемся после падения Берлинской стены. Почувствовав запах свободы герои Голлера стремительно покидают на глазах становящуюся бывшей ГДР. Их путь лежит в Нью-Йорк, а намерения простираются даже дальше. Двое парней, знающих по-английски лишь одно – зато какое! – слово «friendship», собираются пересечь страну великих возможностей и не менее великих просторов…

 

"Воспитатели"

Режиссер Ханс Вайнгартнер

В ролях: Даниэль Брюль, Юлия Йенч, Стипе Эрсег

 

Молодые бунтари вламываются в дома к богатым и ... переставляют мебель, таким образом предупреждая их о том, что «дни изобилия сочтены». Но вот однажды им приходится взять в заложники преуспевающего буржуа – только для того, чтобы узнать, что когда-то, во времена первой молодости, он тоже был «революционером»... Лучший фильм молодого немца Вайнгартнера, уже удостоившегося личной ретроспективы в Москве, – снятая на цифру глубокая и искренняя парабола о причудливых изменениях, подстерегающих человека на некоротком жизненном пути.

 

Вся информация о фестивале здесь.

Рассказать друзьям
7 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются