Оригинальное название этой картины является, на самом-то деле, частью фразы Love Actually Is All Around, которая означает: «Любовь действительно повсюду». И режиссёрский дебют 46-летнего британского сценариста Ричарда Кёртиса, успевшего завоевать признание такими же по жанру романтическими комедиями «Четыре свадьбы и похороны» и «Ноттинг Хилл», призван убедить если не всех, то тех, кто готов согласиться, что любовь фактически правит миром. Ради этого Кёртис закольцовывает рассказываемые им вымышленные истории из жизни дюжины пар — влюблённых, ссорящихся, изменяющих, не решающих признаться друг другу, уже немолодых и совсем юных — документально снятыми кадрами в лондонском аэропорту Хитроу. Люди встречаются после кратковременной или долгой разлуки, обнимаются, целуются, просто пожимают руки друзьям. И радуются, и плачут. Всё в этой жизни вперемешку.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Поэтому и сюжетная конструкция ленты Ричарда Кёртиса — игровое подобие той реальной мозаики лиц и проявлений добрых чувств, которая составляется в финале из множества делящихся, как животворные клетки, репортажно запечатлённых кадров человеческого счастья. Сам автор шутил, что хотел вместо одного привычного сценария современной любовной истории сочинить сразу десяток, чтобы избавить себя от необходимости писать их все, причём подробно, потратив на это немало лет собственной жизни. К тому же, видимо, он не желал выслушивать критические замечания, что новый фильм — лишь очередное повторение прежних работ, имевших успех во всём мире. Кёртис решил поступить примерно так, как вообще-то делали до этого Роберт Олтмен («Короткий монтаж») и Пол Томас Андерсон («Магнолия»), только в более ироническом и даже язвительном плане представляя нравы различных людей, судьбы которых могут однажды скреститься или же остаться в параллельных плоскостях.
Создатель картины «Действительно любовь» (согласитесь, что в нашей прокатной версии «Реальная любовь» неожиданно появляется непредусмотренный жаргонный оттенок, будто речь идёт о сантиментах, испытываемых «реальными пацанами») довольно прихотливо, а временами виртуозно чередует самые разные любовные случаи — от совсем комических до истинно драматичных. Однако не теряет интонации абсолютной симпатии и редкостного добродушия, рассказывая о переживаниях своих героев. Например, о запоздалом чувстве к молодой секретарше вечно занятого делами британского премьер-министра (в этой роли самоироничен Хью Грант, который ранее играл в упомянутых лентах по сценариям Ричарда Кёртиса), о непостижимой стеснительности в поведении двух участников порнофильмов, о дружески расчувствовавшемся по отношению к своему менеджеру отъявленном цинике-певце…
Там, где был бы вполне уместен сарказм, автор старается смикшировать так и просящуюся на экран издёвку над порой анекдотичными характерами. Даже нелепому персонажу Роуэна Эткинсона (кстати, Кёртис ранее приложил руку к сочинению эксцентрических скетчей из жизни мистера Бина) дано право как бы оправдаться перед зрителями, когда он, прежде подставив по-крупному героя Алана Рикмена, невольно помогает другому — мальчишке в аэропорту, который хочет непременно проститься с уезжающей в Америку девочкой. Таким образом, былое непредумышленное противодействие по-своему уравнивается нынешним случайным содействием. Может быть, любой человек на свете вовсе не зол и не коварен, просто так получается, что его поступки плохо оборачиваются для окружающих, и только от Провидения зависит, чтобы в следующий раз принёс какую-то пользу даже несделанный шаг.
В то же время автор пытается избежать и греха излишнего мелодраматизма, наполняя всё-таки комичными элементами трогательные сюжеты о скромной служащей из конторы, которая влюблена в сослуживца, но должна заботиться о душевнобольном брате; о мужчине, чья жена умерла, оставив десятилетнего сына на его попечение; о женщине, сестре премьер-министра, узнающей о романе мужа на стороне. Если уж прорываются слёзы сквозь незлобивый смех, то украдкой и второпях, как у героини Эммы Томпсон, которая позволяет себе выйти на пару минуток в ванную, чтобы по-женски всплакнуть, а потом, как ни в чём не бывало, вернуться с улыбкой на лице к своему мужу и детям, ожидающим рождественских подарков.
Жизнь-то всё равно продолжается, рано или поздно радость на самом деле победит печаль, а любовь действительно восторжествует повсюду — пусть это сделано пока что волей творца всего лишь одного из фильмов. Главное, что удалось Ричарду Кёртису в его современной предрождественской истории — не так уж часто встречающееся ощущение искренней приязни к показываемому на экране, добрые и милые чувства по отношению ко всем персонажам, каждый из которых оказывается достоин зрительской любви. Это кино — действительно про любовь в самых разных смыслах данного слова.
И весьма знаменательно, что «Действительно любовь» пользовалась громадной популярностью не только в Великобритании, где она намного обошла ленты «Четыре свадьбы и похороны» и «Ноттинг Хилл», но и во всём мире, собрав почти четверть миллиарда долларов и в восемь с лишним раз превзойдя свой бюджет.
Сергей Кудрявцев. Романтическая комедия
Комментарии
Подписаться