Что такое честное, искреннее кино про молодёжь определённой эпохи? Не комедийное, не привязанное к определённым субкультурам или событиям.
Можно конечно искать документалистику - там вроде бы всё фотографически верно.
Но если хочется понять по диалогам, работе кинохудожника - общую картину бытности, жизнеполагания молодых людей того времени, их нравы, любовь, дружбу?
Французам повезло. У них в кинематографе 60-х была великая "Новая волна" с непревзойдёнными (даже позднее самими собой) Годаром, Трюффо, Ромером и другими. Они оставили не просто киноленты, а слепки действительности, пусть романтизированные, но тем самым ещё более проникновенные, позволяющие перенести на себя опыт героев.
А что у нас? Ведь в СССР тоже были шестидесятые. И помимо абстрактных комсомольцев из политизированных фильмов была простая городская молодёжь. Не идеальная по характеру, развлекающаяся, с нерешёнными вечными проблемами: отношением "отцов и детей", неразделёнными чувствами, поиском своего места в окружающем мире.
Вечеринки вне "системы", диалоги вне "политического курса страны", нежелательная по мнению руководителей ЦК мода и музыка, настоящие дворы, реальные разговоры нескольких парней, идущих по Чистопрудному бульвару 64-го года...
Что может дать нам их опыт, что могли бы сказать подлинного об эпохе фильмы, где бы всё это присутствовало?
Это уже гораздо позднее - в "Перестройку" появился Соловьёв с его "Чёрной розой...", "Ассой", Шахназаров с "Курьером". И у нас вместе с их картинами появились такие живые образы 80-ых.
Ну а шестидесятые? Неужели всё так беспросветно и скучно?
К счастью есть всего несколько картин, которыми талантливые и смелые авторы (в первую очередь М.Хуциев) всё же доносят до нас "действительность", "эпоху" в их чистом виде. Картины с их молодыми героями оказались неугодными в своё время , а сейчас неизвестны и многим из нас, потому что просто затерялись в массиве всего советского кинематографа.
Я упомяну три из них.
"Застава Ильича". В 1964 г. выпущен под названием «Мне двадцать лет». Восстановлен и выпущен в 1988 г. на к/с им. Горького. Киноповесть о молодежи шестидесятых годов. Николай, Слава и Сережа — очень разные и по характеру, и по образу жизни. Но это не мешает их дружбе. Когда перед одним из молодых людей встает сложная этическая проблема (ему предлагают стать доносчиком), он делится этим с товарищами. Мнения расходятся, и давняя дружба дает трещину.
Использованы документальные съемки вечера поэзии в Политехническом музее с участием Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Риммы Казаковой, Роберта Рождественского, Беллы Ахмадулиной.
В фильме снимается молодой А.Тарковский.
Картина "замечена" непосредственно Н.Хрущёвым, благодаря чему стала неугодной и отправилась на целые годы на дальние полки фильмофондов. В качестве своеобразного описания фильма процитирую генсека:
"...Нам в предварительном порядке показали материалы к кинофильму с весьма обязывающим названием: "Застава Ильича". Картина ставится режиссером тов. М. Хуциевым на киностудии им. М. Горького под художественным руководством известного кинорежиссера тов. С. Герасимова. Надо прямо сказать, что в этих материалах есть волнующие места. Но они, по сути дела, служат прикрытием истинного смысла картины, который состоит в утверждении неприемлемых, чуждых для советских людей идей и норм общественной и личной жизни. Поэтому мы выступаем решительно против такой трактовки большой и важной темы. [...] Даже наиболее положительные из персонажей фильма — трое рабочих парней — не являются олицетворением нашей замечательной молодежи. Они показаны так, что не знают, как им жить и к чему стремиться. [...]" |
"Июльский дождь". 1966 год. Режиссёр-постановщик: Марлен Хуциев.
Герои фильма — московские молодые "интеллектуалы" периода «оттепели». Посиделки на кухнях, пикники с друзьями, чтение стихов и разговоры до утра. И переоценка ценностей, типичная для людей в тридцать лет. Выработка собственных взглядов на то, как относиться к пошлости, лицемерию, черствости. Именно эта работа идет в душе Лены. Отношения с возлюбленным, поначалу представлявшие собой почти «идеальную картинку», постепенно перестают устраивать ее, со многими вещами она не может смириться.
Добавлю сюда описание такой важной вещи в "нововолновых" фильмах как "пространство". Почему Москва 60-ых стала героем фильма?
"Если бы не Москва, фильм Хуциева «Июльский дождь» получился бы втрое короче.Я не знаю другого такого примера, когда с сюжетной точки зрения нефункциональное пространство так своевольничало бы в фильме. Москва — существо тихо-романтическое, рядом с ней приятно чувствовать себя рассеянно-никому-ненужным, в ее толпе нет гнетущей ущербной клаустрофобичности, толпа очеловечена. Ее беспорядочный бег мимо строящегося Нового Арбата, мимо однотипной унылости афиш бездарных фильмов […], мимо […] аппаратов газированной воды, мимо 403-х, 407-х и 401-х «Москвичей» и 21-х «Волг», мимо ЗИМов с шашечками маршрутного такси, мимо неэкологических бочек с хлебным квасом, мимо афиш, возвещающих о приезде Жака Бреля. Бег толпы неироничен, […] и она сама хватает тебя за руку и выводит — куда-то за кольцевую, чтобы показать, как выводок «Ракет» […] нахохлился от осенней стужи где-то в районе Клязьминского водохранилища, и тут же, не переводя дыхание, вытягивает тебя куда-то в центр, где, кажется, на улице 25 Октября (ныне — Никольская), около магазина «Восток» (ныне, наверное, Casio), героине фильма Лене предложил свой пиджак некто Женя, чей облик мы в течение всего фильма будем мучительно вспоминать […]." (RussianCinema)
"Любить". 1968 год. Режиссёры: Михаил Калик, Инна Туманян
То, что этот фильм, необычный по устройству и жанру, неизвестен зрителю - особенно обидно.
"Авторы фильма «Любить» попытались осмыслить значение этого слова для своих современников, и поэтому столь непривычно назван жанр их картины, сочетающей методы поэзии и социологии: «Несколько обычных историй с анкетами и наблюдениями». " (RussianCinema)
Добавлю, что такого количества модников и модниц, вы не увидите ни в каком другом советском фильме. Смотришь картину и не веришь, что люди на улицах выглядели именно так. Совсем не похоже на простого советского человека в массовых картинах.
Трейлер к фильму "Любить", созданный студентами ВГИКа уже в наше время:
все три картины можно скачать здесь
Комментарии
Подписаться