Коммунистические настроения далёких 30-х годов. С чего всё начиналось
Франция – страна, исторически склонная к революциям, где политика всегда пользовалась большой популярностью, поэтому ничего удивительного в том, что в кино с завидной регулярностью появлялись образы пролетарского происхождения или ярые активисты, придерживающиеся левых взглядов.
А началось всё в далекие 30-е. Тогда в конфронтации «Народного фронта», защищавшего интересы социалистически настроенной части населения, и правых сил победу одержал первый, и вплоть до оккупации Франция была просоциалистическим государством. Не скрывали свои симпатии к коммунистической партии и видные кинематографисты того времени: Жан Ренуар, Жюльен Дювивье, Марсель Карне, Жак Превер и др. Создавая теперь уже классические фильмы, они ориентировались в первую очередь на понятия равноправия и социальной защиты, воспевая угнетенных: рабочих, солдат, нищих. Именно играя такие образы, звездой стал Жан Габен.
Несмотря на то, что он был потомственным актером, вырос Жан в деревне, и образы из народа ему давались крайне убедительными. Таков его Васька Пепел в экранизации «На дне» Горького Жана Ренуара, Пьер в «Знамени» или Жан в «Славной компании» Жюльена Дювивье, не говоря уже о всемирно известных образах лейтенанта Марешаля в «Великой иллюзии» Ренуара, Франсуа в «День начинается» и Жан в «Набережной туманов» Марселя Карне.
Особняком стоит лента, где Габен не снимался. Это «Жизнь принадлежит нам», альманах, снятый по заказу французской компартии в содружестве несколькими режиссерами – активными членами партии: Жаном Ренуаром, Андре Свободой, Жаком Бекером, Жан-Полем ле Шануа. Он вышел на экраны как раз к знаменитым выборам 1936-го и был частью агитационной компании. События, связанные с «Народным фронтом» канули в лету вместе с оккупацией, и почти никогда больше в кино о них не вспоминали. Исключением можно считать недавний фильм Кристофа Барратье «Париж! Париж!», который прямо говорит о событиях того времени и о делении общества на коммунистов и националистов.
Образ современного Габена был ярко сыгран Кловисом Корнийяком. Он очень верно передал интонацию той эпохи, заставив вспомнить забытые страницы истории.
Возвращение социалистической риторики относится к середине-концу 60-х, когда страну охватили студенческие волнения, а затем и майская революция 68-го. Тогда коммунистическая и социалистическая партия вновь подняли голову и начали вести активную политическую борьбу, выигрывая сначала региональные, парламентские, а затем и президентские выборы. В 1981 Францию впервые возглавил президент-социалист Франсуа Миттеран.
Любопытно, что одним из ярых активистов левого толка был знаменитый комик Колюш, который даже выставил свою кандидатуру на выборах президента всё в том же году, но потом снял ее в пользу Миттерана. Колюш ездил по стране, встречался с рабочими фабрик и заводов, которые бастовали, требуя уменьшить рабочую неделю и обеспечить работников социальными гарантиями.
Не осталось в стороне и кино. Один из знаменитых фильмов левого толка 70-х «Жонас, которому будет 25 лет в 2000» швейцарца Алена Таннера, снятый в 1976, демонстрирует социальные настроения обычных «маленьких» людей той эпохи.
Не стоит забывать и о ярых коммунистических взглядах главного провокатора кино второй половины 20 в. Жан-Люка Годара, который своими лентами пытался призвать к ответу буржуазию и глав крупных корпораций.
Образ героя левых взглядов, как это было в 30-е, в 70-е сложился не сразу, и обрел лицо Жерара Депардье – деревенского увальня, не страдающего излишним интеллектуальным грузом. Когда Жан Габен увидел его в 1973, он заявил, что ему пора на покой: во французское кино пришел актер более выдающийся, чем он сам.
Депардье стал иконой и молодежи – этому поспособствовал режиссер Бертран Блие своими «Вальсирующими», – и леволиберальной интеллигенции, которые видели в нем героя из народа, способного на экране передать чаяния среднестатистического рабочего или крестьянина. Не стоит забывать о том, что своей карьере Жерар Депардье обязан в первую очередь тому самому Колюшу, который привел его в свою театральную компанию, и сделал его знаменитостью.
Сегодня коммунистическая идеология скорее предмет насмешек и пародий, даже несмотря на активные студенческие и профессиональные выступления и забастовки в современной Франции. Однако с точки зрения ретро они очень благосклонно воспринимаются публикой. Так Франсуа Озон в «Отчаянной домохозяйке», взяв за основу знаменитую пьесу конца 70-х, вывел на авансцену старые противоречия коммунистов и буржуа, которые тогда кипели и не знали разрешения. Лагерь буржуа возглавила Катрин Денев, коммунистов представляет Жерар Депардье, в чем не стоило и сомневаться. Роль мэра-коммуниста словно написана специально для него.
Жерар безусловно изменился за 30 лет и внешне и внутренне, но образ пришелся ему явно по душе, и он исполнил всё мастерски и с огромным удовольствием. Ведь интереснее всего играть живого человека с устойчивыми взглядами, который при этом обладает яркими чувствами и тайнами ошибок молодости.
Коммунист Бабен, мэр городка, – тот, кто движет всю историю и с кем главная героиня постоянно вступает то в жесткое непримиримое соперничество, то бросается в омут чувств. Политика и любовь – вот главный лозунг фильма Франсуа Озона «Отчаянная домохозяка», который уже совсем скоро выходит в российский прокат.
Автор статьи: Александр Фельдман
Комментарии
Подписаться