В мутном море exploitation 70-х фильмы про женскую месть выделяются жутковатым посылом — хотя большинство из них вроде бы снято ради сисек, из-за последних неизбежно выглядывают страшноватые вопросы феминизма.
Месть подают холодной, и она сладка (что делает её чем-то вроде мороженого), поэтому для киношников она является дежурной мотивацией персонажа. Но вот месть женщины за сексуальное насилие до сих пор остаётся едва ли не табу для мейнстрима.
Вот 7 фильмов, снятые за последние полвека отдельными смелыми кинематографистами, которые раскрывают тему.
Девичий источник / The Virgin Spring (1960) Ингмара Бергмана и Последний дом налево / Last House On The Left (1972)Уэса Крейвена
«Источник» — официально первый rape&revenge, причём про средневековую Швецию. Не упомянуть нельзя хотя бы потому, что именно этот фильм вдохновил Уэса Крейвена на его дебют, фильм «Последний дом налево» (1972). И если у Бергмана изнасилование вызывает скорее вопросы о божественном провидении, то Крейвен отыгрался на теме вовсю. Чтобы наконец выпустить картину, он просто раздобыл печать R-рейтинга и шлепнул её сам, т.к. даже вырезав 20 минут, получить прокатный рейтинг не удавалось. Правда, здесь за жертву мстят её родители — мама соблазняет бандита и откусывает ему пенис, а папа обходится старой доброй бензопилой — но именно «Дом» определил каноны жутковатого жанра, смешивая кровавую баню и психологическую драму. Веселенькая поп-музычка (раз и два), написанная исполнителем роли главного злодея, дополняла картину.
Её звали Одноглазой / They Called Her One Eye (1973)
реж.: Бо Арне Вибениус
Тэглайн: «Единственный фильм, запрещённый в Швеции!»
И снова Швеция. Изначально фильм назывался проще: «Триллер — Жестокая картина». И правда, злые насильники сначала лишают девочку дара речи, затем делают проституткой, а для верности выкалывают глаз скальпелем. Безвестный швед подошёл к делу серьёзно: для сцены с глазом используют реальный труп, сцены секса аутентичны, а немая героиня перед отмщением бёрет уроки рукопашного боя и вождения. Тем не менее, получившийся фильм пугает не изуверствами, а неторопливой (http://www.youtube.com/watch?v=2eAzyuMxSV4) мечтательностью повествования (http://www.youtube.com/watch?v=nsHED7di9m8), напоминающей скорее Джармуша, чем Карпентера. В результате «Триллер» (при терпеливом просмотре) вызывает очень непростые эмоции.
Я плюю на ваши могилы / I Spit On Your Graves (1978)
реж.: Мейр Зарки
Тэглайн: «Когда всё кончилось… Она выжидала… и отомстила так, как может только женщина!»
Фильм, ради которого режиссер не пожалел даже свою жену, актрису Камиллу Китон (внучатую племянницу Бастера Китона). Писательница с внешностью фотомодели приезжает в глушь писать первый роман, и некстати проявляет дружелюбность к реднекам. Те отплачивают ей экранным получасом измывательств. Едва живая Дженнифер выходит из леса обновленной, просит прощения у Бога и вершит правосудие с помощью голого тела и садового инвентаря. Несмотря на некоторую нелепость, фильм «День женщины» (оригинальное название) получился довольно психологичным и стал классикой жанра. Как и «Последний дом налево», «День женщины» удостоился римейка, причем на новом уровне психологизма - в этом году «Я плюю на ваши могилы» снова на экранах.
Особо любопытствующие могут посмотреть и фильм 1956 года «Я приду плюнуть на ваши могилы» по роману Бориса Виана — на премьере которого тот и умер.
Последнее, что видел Борис Виан перед тем как он умер:
Я плюю на ваши могилы / I Spit On Your Graves (2010)
реж.: Стивен Р.Монро
Самое интересное, что римейк в целом повторяет судьбу оригинала. Непонятый гимн феминизму 1978 года был запрещён в бОльшем числе стран, чем разрешен. Фильм 2010 года, несмотря на послабление нравов, не смог получить никакого рейтинга у американской киноассоциации не вырезая полкартины — и в результате выходит в прокат без цензуры вообще.
Трейлер очень деликатно подводит к тому, чему будет удивляться зритель в кинозале:
Справедливости ради стоит отметить, что «Я плюю на ваши могилы» образца 2010-го смотрится бодрее оригинала, а по части сцен мести превосходит фильм Мейра Зарки (сайт).
Беги, сучка, беги! / Run! Bitch run! (2009)
реж.: Джозеф Гузман
Тэглайн: «Месть — сучка!»
Этот ловко снятый (в 2009-м году) фильм настолько хорошо стилизован под феминистские exploitation 70-х, что наводит на мысли об участии диско-режиссёров из криокамеры. Выдают его осовремененность темы: основную травму, душевную и телесную, двум наивным католическим школьницам наносит не волосатый сексист, а мужеподобная тётка, помешанная на собственном достоинстве. По традиции, девушка использует партизанские методы: переодевшись медсестрой-фетишем, она символически насилует насильника — с последствиями, несовместимыми с жизнью. Хотя фильм рекламировали исключительно как весёлый трэш (не откажите себе в удовольствии посмотреть трейлер: http://www.youtube.com/watch?v=qBv0DQD6PM8), в нём чудом сочетаются красивые жанровые игры, (которые так полюбил Тарантино) и неподдельное психологическое напряжение.
Мисс 45-й калибр / Ms. 45 (1981)
реж.: Абель Феррара
Тэглайн: «Отныне каждый мужчина в опасности»
Фильм классика уличного насилия Феррары («Плохой лейтенант»), драма калибра «Ребёнок Розмари» под маской sexploitation-фильма. Тут и героиня максимально беззащитна (мало того, что немая, так ещё и швея-подросток), и месть глобальна. Пережив два нападения в один день и прикончив одного из злодеев, юная Тана начинает терять рассудок и постепенно сама превращает себя в «приманку» для насильника: яркий макияж, черные чулки, и наряд католической монашки в финале. Особо желающие даже могут истолковать её «Кольт» 45-го калибра как гиперкомпенсацию фаллоса. Священная месть женщины всем мужчинам достигает кульминации в совершенно психоделической сцене маскарада, где жертвой Таны становится даже безвольный трансвестит.
Комментарии
Подписаться