«О, в «35 мм» новый фильм Дани Леви!!! Скорее же бежим смотреть».
Нет, это из области фантастики, такая простая реклама не сработает, потому что Дани Леви – не культ, не синефильский кумир, не фестивальный любимчик и не король кассы. Но отнюдь не бездарный, ни разу не ремесленник и весьма своеобразный немецкий автор, потому немного жаль, что его свежему фильму «Жизнь слишком длинна» уготовано сгинуть в серой зоне кинопроката. Попробую немного исправить положение.
Итак, зачем смотреть комедию с таким дурацким названием, когда мы знаем, что жизнь слишком длинной не бывает, а задачей минимум для мало-мальского киномана является сегодня отсмотр фильмов «оскаровского» пула.
Леви – скромный товарищ Тома Тыквера и Вольфганга Беккера, на паях с ними основавший важнейшую для новейшего немецкого кино компанию X Filme Creative Pool. И делом доказывающий, что авторский взгляд и развлечение друг другу не помеха.
Он эксцентрик и сентименталист, способный и на нежность, и на скабрезность. Вдруг вы помните его воздушную комедию начала 1990-х «Я была на Марсе» – её часто крутили по молодому российскому телевидению? Или гротеск про двойника Гитлера «Мой фюрер», попавший в конкурс Московского кинофестиваля в 2007-м? На такой отчаянный смех может решиться только еврей – а Дани Леви своё происхождение часто обыгрывает, иногда – как в фильме «Мешугге» – довольно жёстко.
«Жизнь слишком длинна» – его личный «Восемь с половиной», кино про кино, рефлексия пятидесятилетнего режиссёра на темы творчества. Героем успешный Леви делает своё менее удачливое альтер эго, Альфи Зелигера, автора одного шедевра, мыкающегося с новым сценарием – комедией про пророка Мухаммеда: Леви свято убеждён, что ни у кого нет права диктовать, над чем смеяться можно, а над чем нельзя. Интонация Леви отчасти напоминает гибрид цинизма и лирики а ля Вуди Аллен – и «Жизнь слишком длинна» составляет эффектный дуэт с его «Таинственным незнакомцем».
Ну а по количеству звёзд в кадре Леви уделывает всех: засветиться в его фильме решились все актуальные деятели немецкого кино, от легендарного вендерсовского ангела Отто Зандера до постоянного актёра Фассбиндера Готтфрида Йона. Ключевую для героя роль играет Удо Кир, священное чудовище и Германии, и Голливуда: здесь он перевоплотился в психотерапевта-мусульманина, доктора Табатабай, практикующего применение сыворотки правды.
Вадим Рутковский для CoolConenctions
Комментарии
Подписаться