Фестивали начали присматриваться к 3D задолго до "Аватар"-бума. Первой была Венеция, включившая в программу третьих "Детей шпионов" Роберта Родригеса; дирекция еще волновалась, хватит ли на всех очков. Сегодня тот же фестиваль учредил специальный приз и мини-конкрурс трехмерных фильмов — прогресс налицо. Консервативный Канн недавно открывался мультфильмом "Вверх" в 3D. Естественно, Берлин хотел хоть в чем-то обойти соперников. В этом году здесь устроили целый день 3D-показов — в Berlinale Palast, в рамках основной программы. Сначала показали "Ночные сказки" Мишеля Осело, следом "Пину" Вима Вендерса и "Пещеру забытых снов" Вернера Херцога. Очки расходились ящиками.
С Осело, знаменитым и многократно награжденным всевозможными трофеями французом, вышла странная история. "Ночные сказки" не только выросли из скромного и, по голливудским меркам, низкобюджетного многосерийного телепроекта, они еще и выдержаны в технике, испробованной тем же автором в нашумевших "Принцах и принцессах". То есть это силуэтная анимация, персонажи которой априори плоские. О каком, казалось бы, 3D тут вообще можно говорить? Как выяснилось, о довольно-таки оригинальном.
По сюжету, трое героев — юноша, девушка и пожилой режиссер — сидят поздним вечером в заброшенном кинотеатре и придумывают сказки. Придумав, тут же их разыгрывают собственными силами, переодевшись в персонажей и нарисовав декорации. Мальчик за это время успевает побывать африканским барабанщиком, карибским странником, бургундским вервольфом, ацтекским воином, тибетским принцем и сыном французского архитектора. Девочка — примерить не менее разнообразные обличья, от дочери подземного короля до жертвы дракона, от коварной принцессы до заколдованной вороны.
Придуманные Осело сказки базируются на фольклорной основе, но, при всей склонности автора к простодушному примитивизму, довольно оригинальны и временами парадоксальны. Визуальный стиль отражает структуру рассказа: разноцветный, волшебно-богатый бэкграунд, сработанный в "глубоком" 3D, забавно контрастирует с декларативной двумерностью сказочных героев. Точно так же и подтекст может трактоваться сколь угодно расширительно (тут и призывы к толерантности, и манифест в защиту женщин от дискримнации), но основа рассказа обязана быть ясной и линейной, что воспринимается зрителем с облегчением и благодарностью.
Полный текст статьи Антона Долина представлен на ARTHOUSE.RU>>
Комментарии
Подписаться