Макс Утесов (Гарик Харламов) – недооцененный режиссер-любитель. Его фильм не был принят на конкурс «Самый лучший фильм России», и он вынужден подрабатывать видеопиратом. Тем временем, для участия в финале конкурса российские киноакадемики отобрали 7 картин самых известных режиссеров. До церемонии награждения победителя единственные экземпляры кинокопий запираются в секретный сейф. Но главарь банды видеопиратов Виктор Палыч (Александр Балуев) подкупает организатора премии Эдуарда Рыкова (Валентин Смирнитский), чтобы получить картины для нелицензионного копирования. Перевезти фильмы от Рыкова к Виктору Палычу должен Макс Утесов и его друг Саня (Петр Винс). Они проваливают задание: пленки теряются, друзей начинают разыскивать. Единственный способ выжить - за несколько дней переснять потерянные фильмы…
В России картина «Самый лучший фильм 3Дэ» - это первый прецедент использования уникальной Real3D цифровой технологии в современном отечественном кинематографе. Сценарий фильма, шутки и мизансцены разрабатывались, а потом и снимались специально для этого формата.
Вы наверняка уже задумались о том, что фильмов в 3D на экранах кинотеатров выходит очень много, включая российские премьеры, и почему же все-таки сегодня не все то 3D, что им называется. Многие кинорежиссеры прибегают к конвертированию из обычного «плоского» изображения в стереоформат, что уже заведомо не может считаться полноценным 3D материалом. При такой обработке видео изображения объемными будут только те моменты в фильме, которые были сконвертированы, а все остальное действие фильма будет обычным плоским 2D. В случае же с картиной «Самый лучший фильм 3Дэ», который целиком снимался с помощью уникального Real3D цифрового оборудования, не только все действующие фигуры имеют объемное изображение, но в кадре также присутствует ощущение глубины перспективы.
По сути, технология 3D представляет собой имитацию наличия третьего измерения, вызывающую у зрителя иллюзию глубины. В ее основе лежит феномен бинокулярного зрения человека. Сегодня существует 2 основные технологии создания объемного видео - одновременная съёмка с помощью двух синхронизированных камер с идентичными техническими характеристиками, расположенных друг рядом с другом, либо используются специализированные камеры с двумя объективами, разнесёнными на определенном расстоянии друг от друга. При просмотре каждый глаз зрителя видит только предназначенную для него часть кадра одновременно, в результате чего зрительная зона коры головного мозга воспринимает эти изображения как одно целое, которое выглядит объёмным.
Очки же в кинотеатре мы надеваем для того, чтобы встроенные в них фильтры улавливали только предназначенные для каждого глаза световые волны, а не соответствующие волны блокировали. Таким образом, каждый из наших глаз видит только ту часть картинки, которая для него предназначена, а мозг их соединяет воедино, создавая иллюзию объема и глубины.
На самом деле технология 3D известна миру уже очень давно, и самое интересное, что впервые она появилась еще в конце XIX века. Эра стереоскопического кинематографа началась по сути в конце 1890-х годов, когда британский первопроходец кинематографа Уильям Фриз-Грин подал патентную заявку на метод производства стерескопического фильма. В описании процесса указывалось, что изображения с двух плёнок проецируются на экран рядом друг с другом; зритель надевает стереоскоп, который совмещает два изображения в одно целое. Однако из-за того, что метод подразумевал использование слишком громоздкой аппаратуры, использование его в театрах представлялось непрактичным.
Считается, что первым стереофильмом, демонстрировавшимся публично в коммерческом порядке, была кинолента «Сила Любви», представленная в в Лос-Анджелесе 27 сентября 1922 года. Но, к сожалению, лента после проката была безвозвратна утеряна. С этого показа, по сути, и началась эпоха стереокинематографа, которая, кстати, наибольшую популярность приобрела в середине столетия. Кто бы мог подумать, что наши бабушки и дедушки тоже во всю смотрели объемное кино!
«Золотой век» стереокинематографа начался в 1952 году, когда свет увидела первая стереоскопическая цветная кинолента «Bwana Devil», снятая Архом Оболером. Как и практически все остальные полнометражные стереофильмы эпохи, «Bwana Devil» демонстрировался с помощью двойного проектора, и предполагал использование поляроидных фильтров. Каждый из проекторов вмещал плёнки не более, чем на один час фильма, в связи с чем возникала необходимость в антрактах (во время которых загружали вторую часть фильма). Эти антракты часто специально прописывались в сценарии и приходились на какой-либо значимый поворот сюжета.
В апреле 1953 года выходит еще одна бомба стереокинематографа «House of Wax» («Восковой Дом), который к тому же стал первым в истории фильмом, озвученным в стерео. Благодаря «Восковому дому» актёр Винсент Прайс превратился в звезду фильмов ужасов, а заодно — и «королём 3D», поскольку он же снимался в главных ролях и в нескольких других стереоскопических лентах того же времени.
Правда примерно в это же время обозначился спад интереса к стереокино, потому что его демонстрация по существовавшим тогда технологиям требовала огромных затрат. Оборудование требовало четкого контроля, порой даже нескольких человек, потому что при рассинхронизации проекторов смотреть фильм было практически невозможно. Также у зрителей с боковых мест в кинотеатре не было возможности оценить объемный эффект изображения, потому что его можно было увидеть только сидя прямо перед центром экрана. При всех этих сложностях жалобы на зрительное утомление и головную боль тоже были нередки.
«Вторая волна» стереокинематографа началась, как и в 1950-е годы, с Арха Оболера, снявшего фильм «Пузырь» (Bubble), применив новую технологию Space-Vision 3D. В случае с этой технологией стереоскопические фильмы печатались на одной плёнке стандартного размера (изображения для левого и правого глаза располагались друг над другом), и для их демонстрации нужны были только специализированные линзы для проекторов. У этой системы было множество достоинств по сравнению с прежними решениями, но был и недостаток: изображение оказывалось более тёмным и тусклым.
Интересно, что за последующие 25 лет в формате Stereovision были выпущены около 36 фильмов. При этом изрядная часть их относилась к эротическому жанру (а иногда и порнографии), к жанру «хоррор», а иногда — как «Франкенштейн Энди Уорхолла» — представляли собой комбинацию того и другого. Одним из наиболее успешных 3D фильмов того времени стала эротическая комедия «Стюардессы» с бюджетом 100 тысяч долларов. Прокат этой ленты принёс создателям 27 миллионов долларов в одной только Северной Америке (около 114 миллионов долларов в пересчёте на современный курс), даже при том, что фильм шёл менее чем в 800 кинотеатрах. «Стюардессы» оказался самым прибыльным стереофильмом в истории кинематографа, и одним из самых прибыльных фильмов вообще.
В восьмидесятые годы своё триумфальное шествие по миру начинает IMAX (крупноформатный 70-мм стереоформат с изображениями, размещёнными друг рядом с другом). Первой художественной лентой, выпущенной в IMAX 3D, оказались «Крылья Отваги», 45-минутный фильм о писателе и пилоте Антуане де Сент-Экзюпери. За этим последовала целая череда фильмов, рассчитанных на широкую аудиторию, в их числе «Челюсти 3D», «Пятница, 13-е, часть III» и множество других.
В Советском Союзе работы в области стереокино шли с 20-х годов прошлого века. В 1940 году в Москве, в малом зале кинотеатра «Художественный» состоялся демонстрационный показ фильма «Выходной день в Москве» (режиссёр Александр Птушко, оператор Николай Ренков).
Первым стереокинотеатром стал московский кинотеатр «Москва», премьерный показ в котором открылся в феврале 1941 стереофильмом «Концерт» (режиссёр Александр Андриевский, оператор Дмитрий Суренский). Смотреть фильмы можно было без очков, благодаря использованию специального экрана с щелевым растром.
В 1963 году в связи с распространением широкоформатных фильмов в Научно-исследовательском кинофотоинституте была разработана система «СТЕРЕО 70», гораздо позднее (в 1990 году) удостоенная награды «Оскар» в номинации «За техническое достижение».
Следует отметить, что в НИКФИ в 1981—1985 годах также была доведена до экспериментального образца система голографического кино — с подлинно объёмным многоракурсным изображением.
В 2003 году свет увидел первый полнометражный стереофильм в формате IMAX — «Призраки Бездны» Джеймса Кэмерона. Фильм был снят с помощью системы цифровых камер Reality Camera System, разработанной совместно Кэмероном и оператором Винсом Пейсом. Впоследствии эта же система использовалась для съёмок таких фильмов, как «Дети Шпионов 3D: Конец игры» (2003), «Пришельцы из Глубин IMAX» (2005) и «Приключения Шаркбоя и Лавы в 3D» (2005).
Опять же Джеймс Кэмерон в конце 2009 выпустил фильм «Аватар» в цифровом стереоформате, как для обычных кинотеатров, так и для IMAX, и собирается снять фильм «Боевой Ангел Алита» таким же образом.
Естественно, растёт и интерес к этой области и среди ведущих режиссёров. Ещё в 2005 году Стивен Спилберг заявил, что планирует запатентовать стереокинематографическую систему, которая не потребует от зрителей надевать стереоочки.
Использование современных технологий стереопоказа в России началось с анимационного кукольного фильма «ЧУЧЕЛО», снятого в 2007 году специально для гигантского экрана - IMAX. Презентацией этого фильма в Ванкувере (Канада) на международной конференции GSCA (Ассоциация производителей фильмов для Гигантского экрана) было зарегистрировано первенство России в создании первого кукольного стереофильма для IMAX.
В современном же отечественном кинематографе (начиная с 2000-х годов) картина «Самый лучший фильм 3Дэ» действительно первый и пока что единственный фильм, полностью снятый по технологии Real3D. Некоторую завесу тайны о том, как снимался пионер 3D в России, приоткрыл режиссер фильма Кирилл Кузин: «Производство 3D – это в 4 раза больше света, а соответственно в 4 раза больше осветителей, которым приходится этим светом покрывать огромные расстояния. Операторская группа в два раза больше: у нас же два глаза – правый и левый. Но при этом набор объективов в 2 раза меньше. Много ограничений: по кадру нельзя сдвинуться ни на сантиметр, иначе 3D эффекта не получится, нельзя делать всего, что мы очень любим: резких движений камерой и экстремально крупных планов, нельзя срезать головы, потому что тогда они будут не в зале, как нам это нужно, а над залом… Очень, очень много нюансов. Приходится долго возиться с каждым кадром. С тем, что на обычную камеру мы сняли бы за 10 минут, здесь нам приходится долго-долго выстраивать, укладывать, репетировать, мучать актеров, мучаться самим. Причем это не только для меня первый опыт, это вообще первый в стране настоящий 3D фильм. Он очень сложный по производству, но надеюсь, что результат будет также хорош, как “Аватар”….»
О том, почему «Самый лучший фильм», несмотря на все сложности, решили все-таки снимать в 3D, рассказал Гарик Харламов: «Нам очень нравится открывать что-то новое. Это же первая в нашей стране комедия в 3D! Шли от тех же исходных: почему у нас нет 3D? “Аватар” все посмотрели, он во всех странах показывается в кинотеатрах и всем понятен. Почему бы «Самый лучший фильм», раз он - Три, не сделать с буковкой «Д»? К тому же, мы придумали специальные 3D-шутки».
Еще интересно отметить, что в лицензионном DVD + Blu-Ray издании «Самый лучший фильм 3Дэ» в качестве дополнительных материалов вы найдете увлекательный 20-ти минутный ролик о том, как снималась первая 3D комедия, рассказ съемочной группы о сложностях и забавных моментах во время съемок, о новейшей технологии, в которой выполнялись все сцены, - словом, все самое интересное и занимательное, чего Вы еще не знали о 3D, но Вам наверняка будет очень интересно узнать!
Комментарии
Подписаться