В отличие от сказочных королевств, космос попадает в полнометражные, дорогие и известные мультфильмы редко. Не чаще раза в год. Даже «ВАЛЛ-И» от Disney/Pixar не вернул анимационным студиям интерес к космосу — по большей части, фантастическая анимация либо выходит на видео, либо оказывается экранизацией манги, или «дополнительным эпизодом» «Звездных войн», или чем-то еще. Обычно не очень успешным.
А ведь когда-то анимационная фантастика была чуть ли не мейнстримом и уж точно конкурировала за сердца и умы миллионов детей с фантастикой «настоящей» или, тем более, телевизионной. Роберт Земекис, один из столпов того и другого, выпустил мультфильм, который, кажется, призван вернуть НФ-анимацию на достойное место, туда, где она была в славные 80-е и 90-е
Девятилетний Майло, мальчик, который любит папу и комиксы, а ненавидит выносить мусор и капусту брокколи, оказывается на Марсе. И не просто так, а в трюме звездолета, увозящего его мать как раз в тот момент, когда он хотел перед ней извиниться. Спустя долгие часы, наполненные приключениями на гигантской свалке, встречами с марсианами, чем-то напоминающими персонажей уэллсовской «Машины времени», и прочими интересными событиями, извинения будут принесены, а марсианские злодеи покараны.
Будучи четвертым по счету полнометражным анимационным фильмом от Роберта Земекиса и его команды (в режиссерском кресле, правда, сегодня Саймон Уэллс, автор «Балто» и «Принца Египта», а также правнук писателя), «Тайна красной планеты» вызывала немало споров еще на стадии создания. Благо, первоисточник — одноименную детскую книжку Гая Беркли Бриседа, выпущенную в 2007 году — никто не читал, а Земекис относится к людям, чьи работы всегда обсуждаются горячо, заслуживают они «Оскара», или нет.
Во многом, этому способствует давнее увлечение Земекиса — motion capture, то есть, «захват движения» в анимации (в «живой» фантастике без него не обходится почти ни один крупнобюджетный проект, начиная с кэмероновского «Аватара»). «Захват движения» позволяет достоверно передавать движения и мимику персонажа и, если необходимо, его внешность, но многие мультипликаторы убеждены в том, что сверхреализм выглядит «неестественно» и даже жутковато. На заре технологии это и вправду было так, но в «Тайне красной планеты», кажется, проблему удалось преодолеть — во всяком случае, даже не слишком симпатичные герои выглядят неплохо. А уж в остальных спецэффектах Земекис разбирается на «отлично» — и 3D, и его любимые полеты и пейзажи в «Тайне» на высоте.
Подобно подавляющей части современной полнометражной анимации, «Тайна красной планеты» — это не только детский мультфильм, хотя, в отличие от большинства произведений Pixar или Dreamworks, в первую очередь он рассчитан все-таки на детей. Это для них — увлекательный сюжет с актуальной моралью, фантастические виды Марса, шутки, которые можно найти в любом ситкоме, и редкие даже для «взрослого» кино по-настоящему драматические моменты.
При этом в первых же кадрах мультфильма появляется Mars Pathfinder, в непосредственной близости от локаторов которого процветает цивилизация амазонок. Название — в оригинале оно звучит как Mars Needs Moms! — отсылает прямиком к классической, но мало известной у нас комедии Mars Needs Women 1966-го года. Марсианское подполье (слово «подполье» здесь надо понимать в буквальном смысле) выражает протест путем разноцветных граффити, вдохновленных комедийными сериалами и знаменитым лозунгом хиппи Flower Power. И так далее — коктейль безумный, но чрезвычайно захватывающий. А главное, несмотря на почти полную противоположность мультиков двадцати-тридцатилетнего возраста и современных, создающий странное ощущение, что подобное мы видели в далеком детстве, как будто забыли, но все еще любим.
Комментарии
Подписаться