Милош Форман увидел нашумевший бродвейский спектакль «Волосы» вскоре после премьеры в 1967 году. А обратиться к замечательному сочинению композитора Голта Макдермота, авторов сюжета и песен Джеймса Рейдо и Джерома Рэгни ему удалось лишь спустя 12 лет. Возможно, именно дистанция во времени позволила режиссёру создать не просто экранизацию первого рок-мюзикла, а своеобразный портрет молодёжной субкультуры 60-х годов.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Друзья, приглашаю посмотреть этот замечательный фильм, в воскресенье, 3 апреля, в 19.00, в клубе Штопор (легендарный, ранее закрытый), на Рождественке. Вход свободный. Здесь подробнее о мероприятии >>>
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Для театральной версии была характерна острая актуальность затрагиваемых тем (война во Вьетнаме, студенческие волнения, стихийный бунт движения хиппи), расчёт на скандальный эпатаж (впервые на сцене появились абсолютно обнажённые актёры в эпизоде купания в пруду). Но замысел Формана глубже и философичнее, нежели бунтарская история простого парня по имени Клод, выходца с фермы в Оклахоме, который непременно желал перед отправкой во Вьетнам познать все «прелести жизни» в среде нью-йоркских аристократов и беспечных хиппи из Центрального парка. Однако вместо очередного «полуночного ковбоя» по ошибке отправили во Вьетнам его друга-хиппи Джорджа Бёрджера — и от стриженых юнцов на земле Америки остались лишь белые кресты на могилах Арлингтонского кладбища.
Этот неожиданный финал звучит как подлинный реквием по мечтам и надеждам «бунтующих шестидесятых», по той Америке, что послала своих невинных сыновей на заклание. Вот почему картина Милоша Формана воспринимается в одном ряду с такими трагическими кинопроизведениями второй половины 70-х годов, повествующими о «послевьетнамском синдроме», как «Охотник на оленей», «Возвращение домой» и «Апокалипсис сегодня».
Горький и трезвый взгляд на «блудных детей» и на самую Америку, которая заблудилась в мире насилия, военного психоза и разгула необузданной вседозволенности, злая сатира на сильных мира сего и на безумную военщину (роль генерала отлично сыграл известный режиссёр Николас Рей) не очень-то пришлись по душе американским зрителям и критикам. Они не приняли фильм, поскольку ждали лишь развлечения с некоторой долей сенсационности для приправы.
А ещё лента «Волосы», безусловно, восхищает своей безудержной фантазией, красотой, яркой образностью (немалая в том заслуга принадлежит изумительному оператору Мирославу Ондржичеку, снявшему почти все работы Формана, включая чешские), лёгкостью и изяществом великолепных танцев, которые поставила хореограф-новатор Твайла Тарп, и замечательными песнями, ставшими подлинной классикой жанра.
Сергей Кудрявцев. Антивоенный молодёжный рок-мюзикл
Комментарии
Подписаться