Views Comments Previous Next Search

2-ой фестиваль норвежского кино в Москве

02602
НаписалCool Connections27 апреля 2011
02602
2-ой фестиваль норвежского кино в Москве — Кино на Look At Me

Норвегия – духовная сестра России. Дело не только в объединяющей норвежцев и россиян симпатии к горячительным напиткам, хотя именно норвежец Бент Хамер отважился на «Фактотум», экранизацию прозы легендарного алкоголика Чарльза Буковского, сопоставимого с нашим гением Венедиктом Ерофеевым. Мы рады представить новый фильм Хамера, «Домой на Рождество». Русский след отчётливо прослеживается в фильме живого классика Ханса Петтера Моланда «Товарищ Педерсен»: левые норвежские интеллектуалы выходят на демонстрацию в День труда, совпавший с днем вывода американских войск из Вьетнама, под песню «По долинам и по взгорьям...». Подросток из юношеской драмы «Тот, который любил Ингве», носит футболку с надписью «СССР». На страже границы от советских подлодок стоит отряд элитных норвежских ниндзя – героев одноименной комедии. Ну а в «Апельсиновой девушке» романтического героя, похожего на сказочного принца, играет Харальд Розенстрём, студент-третьекурсник Школы-студии МХАТ.

Фестиваль открывается сегодня, 27 апреля в кинотеатре 35мм. 

Норвежский ниндзя / Kommandør Treholt & Ninjatroppen 

Изображение 1. 2-ой фестиваль норвежского кино в Москве.. Изображение № 1.
Режиссер Томас Каппелен Маллинг
Зажигательное глумливое шоу о противостоянии скандинавских героев мировой военщине.
Удивительный проект писателя и режиссера Томаса Каппелена Маллинга, приезжающего в Москву: экранизация собственной книги «Техники ниндзя II», выдаваемой за труд вымышленного персонажа Арне Трехольта, политика, уличенного в шпионаже на КГБ. «Норвежский ниндзя» – не то, чтобы чистая пародия на пронизанные паранойей холодной войны триллеры и фильмы действия. Скорее, лукавая игра, для которой Маллинг строит среди фьордов идеальный тренировочный лагерь, спецназовский Эдем по выращиванию норвежских ниндзя на верной службе его величества короля Олафа.
Бойцы доблестного командора Трехольта проходят обучение в полном единении с природой, в непосредственной близости зайчиков, белочек, лосей, волков и, иногда, нагих дев. А фен-шуй в виде мраморного льва защищает лагерь от вторжения непрошенных гостей. Страна может не бояться советских подлодок. Но не только войска стран Варшавского договора несут угрозу – ниндзя придется столкнуться со специальным подразделением НАТО, безжалостным Stay Behind, затеявшим смертоносную операцию. В общем, вы уже поняли – норвежские кинематографисты с панковской лихостью порезвились на серьезном (почти что минном) поле военно-патриотического кино.

Награды и фестивали:
Кинофестиваль Fantastic Fest в Остине – приз за режиссуру, приз за лучшую мужскую роль
Кинофестиваль /Slash в Вене – участник программы
Кинофестиваль фантастических фильмов в Ситджесе – участник программы

Мутная вода / De usynlige

Изображение 12. 2-ой фестиваль норвежского кино в Москве.. Изображение № 11.
Режиссер Эрик Поппе
Сильнодействующая драма с богоискательскими мотивами.
Погожий солнечный день оборачивается для трудного подростка Яна Томаса кровавым кошмаром: Ян с товарищем крадут детскую коляску, мальчишка, который в ней был, нелепо погибает. Выйдя из тюрьмы, Ян – талантливый органист – находит пристанище в церкви. Именно здесь его замечает Анна, мать мёртвого мальчика...
Режиссер Эрик Поппе еще в 1995-м премированный за операторскую работу в фильме «Яйца» на Московском кинофестивале, использует затейливую драматургическую структуру: первая часть «зеркальной дилогии» посвящена Яну, вторая – Анне. Аудиовизуальным фоном для параллельно развивающихся историй становятся звук органа под церковными сводами и светские интерьеры, следующие канонам строгого скандинавского дизайна. Эта внешняя строгость очень подходит суровой, но и нежной истории о раскаянии и возвращении к жизни. И аналогии с религиозными шедеврами Ингмара Бергмана напрашиваются сами собой.

Награды и фестивали:
Международный кинофестиваль в Хёугесунне – почетное упоминание жюри кинокритиков, приз экуменического жюри
Международный кинофестиваль в Хэмптоне – приз за лучший художественный фильм, приз зрительских симпатий
Кинофестиваль Kosmorama – приз за лучшую мужскую роль
Награда кинокритиков Норвегии – лучший фильм
Международный кинофестиваль Эмден-Нордерней – приз Бернхарда Вики

 

Домой на Рождество / Hjem til jul

Изображение 15. 2-ой фестиваль норвежского кино в Москве.. Изображение № 13.
Режиссер Бент Хамер
Калейдоскоп трогательных человеческих комедий и трагедий, разыгравшихся в сочельник.
«Воскресный папа против Хроара», «Мальчик и девочка, которые не празднуют Рождество», «Бездетная семья», «В чужой стране», «Безбилетный пассажир» – так и подмывает озаглавить каждую из сплетённых в тугой клубок историй. Это естественно – в основе фильма лежит сборник рассказов Леви Хенриксена. Объединяет всех героев главный праздник христианского мира, и для кого-то это Рождество может оказаться чёрным.
Бент Хамер, автор «Кухонных баек», «Фактотума» и «О’Хортена», виртуозно работает с прозаической основой, в его исполнении разрозненные сюжеты складываются в целостную картину мира. Хамер не утешитель и не сентименталист, он может быть жёстким, но не злым. Он не зажмуривает глаза – в его мире много печали, но нет безысходности. И Рождество самое подходящее время, чтобы об этом рассказать.

Награды и фестивали:
Кинофестиваль в Торонто – участник программы

Апельсиновая девушка / Appelsinpiken

Изображение 20. 2-ой фестиваль норвежского кино в Москве.. Изображение № 18.
Режиссер Эва Дар
Мелодрама о прошлом и будущем.
Это очень красивая любовная сказка о Яне Олафе, отправившемся за ускользающей «апельсиновой» незнакомкой из Осло в Севилью, и его сыне Георге, встречающегося с романтическими фантомами уже в наши дни. Но для российского зрителя особую ценность представляет не романтический флёр, оригинальность сюжета и режиссёрская лёгкость, а исполнитель главной роли.
У Харальда Розенстрёма были все шансы стать звездой норвежского кино, однако он выбрал другой путь и в самом ближайшем будущем может стать ведущим российским актёром. Ещё до окончания нашего фестиваля, 1 мая, на ВИНЗАВОДе стартует другой, театральный фестиваль мастерской Кирилла Серебренникова в Школе-студии МХАТ. Харальд – ученик выдающегося российского режиссёра, про которого мастер говорит так: «Красив и талантлив во всем, всегда первым бросается на помощь, в работе и в жизни бесстрашен и благороден, может быть очень смешным в характерных ролях». В «Отморозках», поставленных по произведениям Захара Прилепина, Харальд с дьявольской убедительностью вжился в роль русского мента, затравленного и начальством, и молодыми бунтовщиками – это та характерная роль, где смешное и трагичное неотделимы. В пластической фантазии «Каин» Харальд играет и Каина, и Адама, а в инсценировке Лермонтова он – один из Печориных. Настоящий интернациональный герой нашего времени!

Тот, кто любил Ингве / Mannen som elsket Yngve

Изображение 27. 2-ой фестиваль норвежского кино в Москве.. Изображение № 25.
Режиссер Стьян Кристиансен
Ностальгическое кино о музыке и взрослении.
1989-й год – так близко и так далеко: о том, что такое мобильники, не подозревает сам Господь, а Эрих Хонеккер заявляет, что Берлинская стена простоит еще сто лет, ха-ха. Рыжий Ярле Клепп из города Ставангера недолго грустит, что в его подростковой жизни катастрофический недостаток друзей и девушек: вот уже он встречается с юной секс-бомбой Катариной и играет с такими же раздолбаями в группе Mattias Rust Band (названной, если кто не помнит, в честь немецкого парня, припарковавшего самолёт на Васильевском спуске). И Берлинской стене кирдык. Но в классе появляется новенький, одухотворённый юноша Ингве, обожающий смотреть на облака и слушать Дэвида Сильвиана и Japan. Еще недавно Ярле презирал Japan как ничтожный синти-поп – кто бы мог подумать, что он полюбит и группу, и самого Ингве.
Нежный переходный возраст и амбивалентная подростковая сексуальность – благодатная тема для кинематографистов всех стран. В «Том, который любил Ингве» дополнительный источник обаяния – любовно воссозданная эпоха конца 1980-х, даже титры сделаны в виде аудиокассеты – чудесного анахронизма того времени.

Награды и фестивали:
Международный кинофестиваль в Хёугесунне – призы за лучший фильм для детей и юношества, за лучший фильм,  за режиссуру, за монтаж
Дни скандинавского кино в Любеке – главный приз, почетное упоминание экуменического жюри
Кинофестиваль в Таллинне – приз за лучший фильм для юношества
Фестиваль скандинавского кино в Руане – участник программы
Фестиваль Outfest в Лос-Анджелесе – Большой приз жюри за лучший иностранный фильм
Международный кинофестиваль в Карловых Варах – участник программы
Международный кинофестиваль в Цюрихе – участник программы
Международный кинофестиваль в Хельсинки – участник программы

Товарищ Педерсен / Gymnaslærer Pedersen

Изображение 32. 2-ой фестиваль норвежского кино в Москве.. Изображение № 30.
Режиссер Ханс Петтер Моланд
Лирично-ироничное ретро о левом движении в Норвегии 1970-х.
Революция – сильнодействующий афродизиак для учителя-историка Кнута Педерсена, приезжающего в маленький город Ларвик. Педерсен – типичный представитель «интеллигентской прослойки», скромняга, про которого жовиальный приятель говорит: «дырка в носке – вот единственная вещь, которая делает тебя интересным». Педерсен не обижается – он достаточно умён. И он отлично понимает, что коммунистическое движение в богатейшей европейской стране – абсурдная вещь. Но иллюзия дивного нового мира так сильна, искушение революцией так велико. Как не влиться в хор студентов, распевающих на уроке «Полюшко-поле»? Как не влюбиться в красавицу Нину, страстно клеймящую свое буржуазное происхождение?
В этой экранизации романа гостя нашего фестиваля Дага Сульстада много хроники: лики Ленина, Сталина и Мао открывают фильм. Но уже в прологе рифмуются кадры с развевающимся красным флагом и красной юбкой, привлекающей внимание Педерсена. Режиссер Ханс Петтер Моланд не склонен к заблуждениям: в довольно смешной картине есть трезво-пессимистичные сцены, показывающие реакцию настоящих рабочих на действия интеллектуалов, заигравшихся до похода в народ, на заводы и фабрики. Есть саркастические эпизоды: в одном из таких Нина осуждает товарища по партийной ячейке за трату лишних крон на пиво и обещает, что после победы революции все будут пить только чай. Но даже Моланд не может избежать очарования марксистско-маоистской яркостью: священным огнём полыхает красный цитатник на белом снегу, в серп и молот превращается дым выкуренной любовниками сигареты. И левая мечта в благополучно-консервативной Норвегии не кажется невозможной – это мечта страны, в которой ощутимо не хватает цвета.

Награды и фестивали:
Международный кинофестиваль в Монреале – приз за режиссуру
Фестиваль скандинавского кино в Любеке – Балтийский приз за лучший скандинавский фильм Международный кинофестиваль в Хёугесунне – участник программы
Международный кинофестиваль в Копенгагене – участник программы
Фестиваль Scanorama в Вильнюсе – участник программы
Международный кинофестиваль Мангейм-Хайдельберг – участник программы  

Автор текстов Вадим Рутковский

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются