Views Comments Previous Next Search

Ян Босдриж: третий глаз голландской режиссуры и своё очень личное кино

Ян Босдриж: третий глаз голландской режиссуры и своё очень личное кино — Кино на Look At Me

Ян Босдриж начал карьеру в качестве монтажера на студии анимации. После окончания Голландской Киноакадемии в 1966 году, стал работать в качестве режиссера монтажа с Полом Верховеном, Хьюго Клаусом, Адрианом Дитворстом, Йосом Стеллингом – все талантливые и знаменитые, кто-то с уклоном в авангардизм, кто-то – в голливудский стиль. Однако, каждый с неповторимым взглядом и манерой рассказывать историю в кино. Босдриж умел адаптироваться к каждому, стараясь быть и их третьим глазом, и правой рукой. Однажды он признался: «Не сомневаюсь, что я нахожусь под влиянием всех режиссеров, для которых я монтировал фильмы».

Изображение 6. Ян Босдриж: третий глаз голландской режиссуры и своё очень личное кино.. Изображение № 1.

Из под монтажных ножниц Яна Босдрижа вышли такие своеобразные картины как: «Паранойя» Адриана Дитворста, «Марикен из Ньюмейхен» Йоса Стеллинга; «Турецкие наслаждения» Пола Верховена (номинация на Оскар в 1974 году и Приз «Золотой телёнок» на Нидерландском кинофестивале в 1999 году за лучший голландский фильм столетия) и многие другие.

«Фактически в 60-х годах голландского кино не было – признается Ян Босдриж – производилось совсем мало фильмов. И если бы не Пол Верховен, я бы не стал связываться с кинематографом. Плюс после того как я поработал с Клаусом и Дитворстом, я понял, что мне вовсе не обязательно всю жизнь пахать на телевидение – ведь я так не любил это занятие. Я просто хотел соответствовать тому кино, к которому был причастен. Это и было моей профессией. Я видел режиссеров, которые знают, чего хотят. И при этом не боятся давать своей группе свободу творчества, если они ей доверяют».

После 1975 года Ян Босдриж начал работать самостоятельно как режиссер и сценарист. Снял множество документальных лент и один игровой фильм. Много работал как автор для голландского телевидения. В 1999 году в канадском Банфе его документальному фильму «Метаморфозы» о художнике Морисе Эшере была присуждена премия Rockie Award как лучшему документальному фильму об искусстве.

Изображение 5. Ян Босдриж: третий глаз голландской режиссуры и своё очень личное кино.. Изображение № 5.

Его последняя картина – «Черные глаза» - создана, кажется, специально для тех, кто с любовью относится к истории, спокойной красоте и старой музыке и не поленится исследовать такую малоизвестную и совершенно не раскрученную часть документального кино, как «Ян Босдриж».

Изображение 9. Ян Босдриж: третий глаз голландской режиссуры и своё очень личное кино.. Изображение № 7.

Чем старше мы становимся, тем больше нам хочется знать своё прошлое. Часто пожилые люди начинают чувствовать себя сиротами, и им, подобно детдомовцам, приходится по крупицам собирать неизвестные сведения о своей быстро исчезающей семье. Если семейные тайны раскрываются, то остаток их жизни становится более логичным и спокойным. Вот и Яна Босдрижа к своим семидесяти годам желание найти какие-то сведения об отце провело через всю Европу сквозь жизни таких людей, которых он никогда не ожидал встретить.

Всё это вошло в ленту «Черные глаза». Картина начинается с медленной панорамы по квартире Яна Босдрижа в Амстердаме. Зритель видит разные причудливые предметы, привезенные из путешествий режиссера и подаренные ему друзьями. Босдриж рассуждает о том, что многие из этих вещей окажутся на помойке после его смерти. Впрочем, для него это не удивительно, потому что большинство из них несут смысл только для него одного. В центре коллекции - несколько пластинок, которые когда-то очень часто слушал его отец. Особенно он любил песни Петра Лещенко. Именно судьбу этого певца решает исследовать Ян Босдриж, чтобы лучше понять своего отца.

Изображение 12. Ян Босдриж: третий глаз голландской режиссуры и своё очень личное кино.. Изображение № 8.

Путешествуя по Восточной Европе, режиссер пытается найти тех, кто знал Лещенко и кто мог бы рассказать подробности о его жизни и смерти. Однако, он распутывает даже больше, чем рассчитывал, потому что сталкивается еще и с волнительной и неизвестной историей своей семьи. К собственному удивлению, Босдриж находит тесную параллель между судьбой своего отца и судьбой русского певца Петра Лещенко. Именно в их жизнях он и пытается разобраться в своем киноповествовании.

Будучи опытным режиссером монтажа, Босдриж объединяет, казалось бы, несвязанные вещи. Так, рождается пронзительный документ, который с новыми подробностями открывает страшный период репрессий и войны, которые охватили всю Европу в прошлом веке.

Фильм «Черные глаза» был показан на кинофестивалях в Нидерландах, США, Румынии, Германии, Польше и многих других странах. А также транслировался на голландском телевидении. Впервые русские зрители познакомились с творчеством Яна Босдрижа год назад на Фестивале Голландского Документального кино о России «ДОК.nl».

10-го мая картину «Черные глаза» вновь можно будет увидеть в России – в рамках проекта «ДОКер» – в Москве и Екатеринбурге.

В материале использованы данные из многих интервью Яна Босдрижа голландской прессе и кинорецензии на фильм «Черные глаза».
Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются