Ян Босдриж: третий глаз голландской режиссуры и своё очень личное кино
Ян Босдриж начал карьеру в качестве монтажера на студии анимации. После окончания Голландской Киноакадемии в 1966 году, стал работать в качестве режиссера монтажа с Полом Верховеном, Хьюго Клаусом, Адрианом Дитворстом, Йосом Стеллингом – все талантливые и знаменитые, кто-то с уклоном в авангардизм, кто-то – в голливудский стиль. Однако, каждый с неповторимым взглядом и манерой рассказывать историю в кино. Босдриж умел адаптироваться к каждому, стараясь быть и их третьим глазом, и правой рукой. Однажды он признался: «Не сомневаюсь, что я нахожусь под влиянием всех режиссеров, для которых я монтировал фильмы».
Из под монтажных ножниц Яна Босдрижа вышли такие своеобразные картины как: «Паранойя» Адриана Дитворста, «Марикен из Ньюмейхен» Йоса Стеллинга; «Турецкие наслаждения» Пола Верховена (номинация на Оскар в 1974 году и Приз «Золотой телёнок» на Нидерландском кинофестивале в 1999 году за лучший голландский фильм столетия) и многие другие.
«Фактически в 60-х годах голландского кино не было – признается Ян Босдриж – производилось совсем мало фильмов. И если бы не Пол Верховен, я бы не стал связываться с кинематографом. Плюс после того как я поработал с Клаусом и Дитворстом, я понял, что мне вовсе не обязательно всю жизнь пахать на телевидение – ведь я так не любил это занятие. Я просто хотел соответствовать тому кино, к которому был причастен. Это и было моей профессией. Я видел режиссеров, которые знают, чего хотят. И при этом не боятся давать своей группе свободу творчества, если они ей доверяют».
После 1975 года Ян Босдриж начал работать самостоятельно как режиссер и сценарист. Снял множество документальных лент и один игровой фильм. Много работал как автор для голландского телевидения. В 1999 году в канадском Банфе его документальному фильму «Метаморфозы» о художнике Морисе Эшере была присуждена премия Rockie Award как лучшему документальному фильму об искусстве.
Его последняя картина – «Черные глаза» - создана, кажется, специально для тех, кто с любовью относится к истории, спокойной красоте и старой музыке и не поленится исследовать такую малоизвестную и совершенно не раскрученную часть документального кино, как «Ян Босдриж».
Чем старше мы становимся, тем больше нам хочется знать своё прошлое. Часто пожилые люди начинают чувствовать себя сиротами, и им, подобно детдомовцам, приходится по крупицам собирать неизвестные сведения о своей быстро исчезающей семье. Если семейные тайны раскрываются, то остаток их жизни становится более логичным и спокойным. Вот и Яна Босдрижа к своим семидесяти годам желание найти какие-то сведения об отце провело через всю Европу сквозь жизни таких людей, которых он никогда не ожидал встретить.
Всё это вошло в ленту «Черные глаза». Картина начинается с медленной панорамы по квартире Яна Босдрижа в Амстердаме. Зритель видит разные причудливые предметы, привезенные из путешествий режиссера и подаренные ему друзьями. Босдриж рассуждает о том, что многие из этих вещей окажутся на помойке после его смерти. Впрочем, для него это не удивительно, потому что большинство из них несут смысл только для него одного. В центре коллекции - несколько пластинок, которые когда-то очень часто слушал его отец. Особенно он любил песни Петра Лещенко. Именно судьбу этого певца решает исследовать Ян Босдриж, чтобы лучше понять своего отца.
Путешествуя по Восточной Европе, режиссер пытается найти тех, кто знал Лещенко и кто мог бы рассказать подробности о его жизни и смерти. Однако, он распутывает даже больше, чем рассчитывал, потому что сталкивается еще и с волнительной и неизвестной историей своей семьи. К собственному удивлению, Босдриж находит тесную параллель между судьбой своего отца и судьбой русского певца Петра Лещенко. Именно в их жизнях он и пытается разобраться в своем киноповествовании.
Будучи опытным режиссером монтажа, Босдриж объединяет, казалось бы, несвязанные вещи. Так, рождается пронзительный документ, который с новыми подробностями открывает страшный период репрессий и войны, которые охватили всю Европу в прошлом веке.
Фильм «Черные глаза» был показан на кинофестивалях в Нидерландах, США, Румынии, Германии, Польше и многих других странах. А также транслировался на голландском телевидении. Впервые русские зрители познакомились с творчеством Яна Босдрижа год назад на Фестивале Голландского Документального кино о России «ДОК.nl».
10-го мая картину «Черные глаза» вновь можно будет увидеть в России – в рамках проекта «ДОКер» – в Москве и Екатеринбурге.
Комментарии
Подписаться