Франции до сих пор принадлежат лавры кинодержавы: в этой стране, как в никакой другой, серьёзно относятся к искусству кино, поддерживают его, пишут о нём и снимают. Французское кино – это важная статья для экспорта, ведь сам французский образ жизни и столица – Париж – давно обзавелись собственной мифологией. «Неделя французского кино» открывается фильмом Венсана Гаранка «Как все», который лично приедет в Москву, чтобы представить свою картину и ответить на вопросы зрителей. Остальная часть программы делится на коллекцию фильмов последних лет и ретроспективу Жюльет Бинош (в рамках которой, в частности, будет показан документальный фильм о ней). Мы решили выделить несколько киномаршрутов, чтобы помочь разобраться в обширной и насыщенной программе.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАРШРУТ
Во Франции особое внимание уделяется литературе и традициям того, что называется «письмом» – важнейшем понятии для многих интеллектуалов. Подчас писатели сами встают за камеру (вспомним Жана Кокто или Алена Роба-Грийе), а уж снять экранизацию любимого литературного произведения – это обязательный пункт в фильмографии любого режиссера.
«Капитан Ахав» (2007) – одна из самых амбициозных картин последнего времени. Дело в том, что это экранизация великого романа американского романтизма «Моби Дик» Германа Мелвилла. Режиссёр Филипп Рамо подошел очень ответственно к своему замыслу: сначала он снял среднеметражный фильм с таким же названием, чтобы освоиться в литературной вселенной Мелвилла, а затем позвал харизматичного Дени Лавана сыграть главную роль – того самого Ахава, который гоняется по океанам в поисках своего извечного соперника – кита Моби Дика. «Моби Дик» – сложнейший роман, и у Рамо не было намерения экранизировать его с точностью до буквы, скорее у него получилась вольная фантазия по мотивам, в которой было важно сохранить атмосферу первоисточника. Фильм оценили по заслугам: он принес своему создателю награду за лучшую режиссеру и приз критики на Международном кинофестивале в Локарно. Это имя точно нужно запомнить: со своим новым фильмом про Жанну Д’Арк Рамо в этом году приехал уже в Канны, но это совсем другая история.
А вот другая экранизация – «Гусар на крыше» (1995) Жан-Поля Рапно. Исходная книга Жана Жионо (самая «стендалевская» в его творчестве) была названа французами одним из лучших романов ХХ века. Вот как рассказывал о ней Фредерик Бегбедер в своем эссе «Лучшие книги XX века. Последняя опись перед распродажей»: «Жионо проповедует литературу не правую, но правильную, стремясь реабилитировать авантюрный жанр в духе Дюма с его благородными, неустрашимыми героями. И потом, ну как не растрогаться перед столь замечательной историей несвершившейся любви, очень близкой (странное микробное совпадение!) к «Любви во времена холеры» Гарсиа Маркеса». Понятно, что это тоже амбициозная задумка – перенести на целлулоид один из любимых во Франции романов. Но Жан-Поль Рапно и подошел с размахом, пригласив на главную роль неподражаемую Жюльет Бинош. Разумеется, эта красочная авантюрная картина стала событием, получив две премии «Сезар» (не считая ещё и восьми номинаций).
И, наконец, «Ослиная шкура» (1970) – упоительная сказка с невообразимым кастингом: Катрин Денёв, Жан Маре и Дельфин Сейриг в главных ролях. Во Франции снимать сказки всегда считалось почетным делом, вот и Жак Деми, снявший «Шербурские зонтики», на пике своей карьеры решил обратиться к сюжетам Шарля Перро. Это история отчаявшегося короля, решившего жениться на собственной дочери. Та убегает из родного замка, переодевшись в ослиную шкуру. Впереди у принцессы множество приключений… «Ослиная шкура» – это десерт всей программы, красочный праздник с замечательными песнями и одной из самых неожиданных ролей Катрин Денёв.
ЗРИТЕЛЬСКИЙ МАРШРУТ
На «Неделе французского кино» – множество жанровых фильмов, собиравших полные залы у себя на родине.
Например, «Добро пожаловать» (2009) – лауреат премии «Люмьер» за лучший фильм года и обладатель 10 номинаций на самую престижную национальную премию «Сезар». 17-летнего юношу ждет его возлюбленная в Лондоне, но препятствие перед новой жизнью – ни много ни мало Ла-Манш, который герою предстоит переплыть под руководством тренера (Венсан Лендон), взявшегося помочь отчаявшемуся парню.
За романтику в программе отвечает «История любви» (2002) – романтическая комедия с французскими звездами Жюльет Бинош и Жаном Рено. Их герои привыкли перемещаться между городами и странами, ведь у них множество дел и совсем не осталось веры в любовь и в возможность новых отношений. Но их встреча всё способна переменить… Стоит ли упоминать, что Бинош за эту роль снова была номинирована на «Сезар»?
Фильм открытия фестиваля – это бурлескная комедия на щекотливую тему под названием «Как все» (2008) Венсана Гаранка, приезжающего в Москву представить свою работу. У героев картины счастливая любовь и идеальные отношения. Но что делать этой паре, если им захотелось завести ребенка? Ведь они оба мужчины… «Как все» – уморительная комедия, в которой главную роль исполнил Ламбер Вильсон. Дебютант в игровом кино Венсан Гаранк раньше снимал документальные фильмы, потому неудивительно, что в его жанровом фильме помимо лирического настроения присутствует ещё и множество любопытных наблюдений о современной французской жизни
КИНОМАНСКИЙ МАРШРУТ
Здесь всё понятно: в «Неделю французского кино» вошли титулованные картины, показывавшиеся на мировых кинофестивалях, и ретроспективные показы культовых фильмов.
Режиссер Андре Тешине на только что закончившемся фестиваля в Каннах представлял свою новую картину «Непрощенные». В программу фестиваля в Москве включено сразу две его картины, наилучшим образом представляющие его творческий стиль. Прежде всего, это «Свидание» (1985) – невероятно чувственная эротическая драма про любовь молодых участников театральной труппы. Они участвуют в постановке «Ромео и Джульетты», а, значит, роковые удары судьбы почти что предрешены… «Свидание» считается вершиной бывшего кинокритика Тешине, который за этот фильм получил приз за лучшую режиссеру на Каннском кинофестивале. Впрочем, несправедливо бы было не упомянуть подлинных соавторов картины – исполнителей главных ролей Ламбера Вильсона и Жюльет Бинош (это одна из её самых известных ролей). С другой стороны, достаточно увидеть на фестивале предпоследнюю работу Тешине «Девушку из электрички» (2008) с Катрин Денёв в одной из главных ролей, чтобы убедиться, что мастер по-прежнему в блестящей форме.
Другая роль Бинош, буквально её визитная карточка, это её пронзительная игра на пару с Дени Лаваном в «Любовниках с Нового моста» (1991) Лео Каракса. Изнанка жизни в Париже и трагизм истории компенсируется здесь подлинным романтизмом автора. Караксу, пришедшего во французское кино вместе с Бессоном и Бенексом, хватило всего лишь нескольких фильмов, чтобы приобрести среди зрителей поистине культовый статус. Это куда важнее любых наград, но и их у фильма достаточно: «Любовники» получили три европейских «Оскара» (European Film Award). И наконец, ещё одна незабываемая роль Бинош – в фильме «Три цвета: Синий» польского классика Кшиштофа Кесьлевского, снявшего во Францию свою знаменитую трилогию «Три цвета», это её первая часть.
Не одна Жюльет Бинош получает во Франции и за её пределами престижные награды. Ещё одна киноманская картина – это «Другая» режиссерского дуэта Патрика Марио Бернара и Пьера Тривидика. Доминик Блан настолько убедительно и завораживающе сыграла женщину, сходящую с ума от безумной ревности, что получила приз за лучшую женскую роль на кинофестивале в Венеции, где этот фильм участвовал в основном конкурсе.
Расписание Недели на сайте кинотеатра: http://pioner-cinema.ru/schedule/
Страница события на LAM: http://www.lookatme.ru/cities/moscow/events/171473-nedelya-frantsuzskogo-kino-2011-05-20
Комментарии
Подписаться