Урожденная Филиппина Бауш в 1940 в Золингене, она добилась мировой известности под своим кратким именем, основав Танцтеатр Вупперталя. Ее родители владели частью отеля в Золингене, где Пина и выросла. Она наблюдала за людьми, изучала их движения. В ее поздних работах это заметно: под музыку люди движутся, поднимаясь и спускаясь. Также на нее повлияла и война: тема страха и паники перед неизвестностью.
После участия в детском балете Золингена, в 14 Пина начала хореографическую подготовку в «Фольквангшуле» под руководством Курта Йоосса. До и после войны Йоос был выдающимся представителем немецкой танцевальной школы классического балета. Однако в преподавании он использовал революционные идеи, связывая дух свободного танца с принципами классического балета. Это подобно тому, как молодой студент в рамках классических учений познает дух свободы и обретает мышление. Также были важны и другие дисциплины, изучаемые в вышей школе: опера, музыка, драма, скульптура, живопись, фотография, дизайн и др. Всё это сильно повлияло на методы работы будущего хореографа.
В 1958 она была награждена призом школы «Фолькванг» и получила грант на обучение в нью-йоркской школе музыки Джиллиарда, где она провела год. В Мекке танца культивировались как классические постановки в интерпретации Жоржа Баланчина, так и современный танец. Педагогами Пины Бауш были Энтони Тюдор, Жозе Лимон, а также танцовщики Компании Марты Грэхем Альфредо Корвино и Маргарет Краск. Как танцовщица она работала с Полом Тэйлором, Полом Санасардо и Доней Фейер.
По возможности она посещала все шоу, особенно новинки. Вдохновившись многообразием артистической жизни Нью-Йорка, она осталась здесь еще на год, правда ей пришлось оплачивать это пребывание из собственного кармана. Энтони Тюдор взял ее на работу в Метрополитен Опера. Близость оперы и уважение музыкальных традиций отразится на ее дальнейшей работе, так же, как и ее любовь к джазу. Четкое разделение музыки в Германии на «серьезную» и «развлекательную» мало ее волновало. Любая музыка, вызывающая чувства, имела одинаковое значение.
После двух лет отсутствия Курт Йоосс попросил ее вернуться в Эссен. Он решил оживить Фолькванг Балет, затем переименованный в Фолькванг Данс Студия. Пина Бауш танцевала в ранних и новых постановках Йоосса, помогала ему с хореографией. Начала осуществлять самостоятельные постановки, такие как Fragment " или "Im Wind der Zeit", за которые она получила главный приз на хореографическом конкурсе в Кельне в 1969. В качестве приглашенного хореографа она поставила первые спектакли в Вуппертале с участием танцовщиков Фолькванг Данс Студии: "Aktionen für Tänzer" в 1971 и "Tanhäuser-Bacchana " в 1972. На сезон 1973/74 она была нанята на постоянную работу руководителя Балета Вупперталя, который в скором времени был переименован в Танцтеатр. Это название отсылало к 20-м гг и Рудольфу фон Лабану, который был основателем танцевальной традиции Вупперталя. Она погрузилась в мир свободы выбора и рутины ежедневной работы. Довольно быстро Пина пришла к новым жанрам. Использовав две оперы Глюка "Ифигения в Тавриде" (1974) и "Орфей и Эвридика" (1975), она разработала первые две танцевальные оперы. В "Ich bring dich um die Ecke ... " (1974) она ввела мир поп-музыки, "Come dance with me" использовал фольклорные песни, "Renate emigrates" (обе - 1977) играла с опереточными клише. Хореография «Весны Священной» Игоря Стравинского стало для нее этапом. Физическая непосредственность и эмоциональное воздействие этой постановки стали ее отличительной особенностью.
От Курта Йоосса она переняла «честность и правильность». Хореограф понимает как извлечь на поверхность всю энергию драмы, которая таилась внутри. В течение первых лет в Вуппертале это побуждало шок у прессы и публики. Конфронтация с истинными мотивами, но акцент на природе насилия. Грусть и одиночество в «Синей птице» Белы Бартока (1977), где музыкальные пассажи повторяются и повторяются, что для многих является пыткой. Но с самого начала Пина Бауш заявляла, что ей близок и юмор, например, Брехта и Вайля в «Семи смертных грехах» и «Не бойся» (1976). Во второй части хореограф подшучивает над стереотипами современной мужской и жеснокй одежды.
В 1978 Пина Бауш поменяла манеру работу. По приглашению режиссера Петера Задека она приезжает в Бохум, чтобы поставить новую версию пьесы Шекспира «Макбет». Большая часть ее труппы не согласна работать в этой постановке, и лишь некоторые следуют за ней. В итоге с ней остаются лишь 4 танцовщика, 5 актеров и певец. Так как она не может поставить нормальную пьесу с таким составом, она начинает играть в ассоциативные движения, связанные с пьесой. Когда результат этого эксперимента был представлен 22 апреля 1978 в Бохуме под длинным названием: «Он взял ее под руку и отвел в замок, вслед за другими», он полностью провалился под огнем протеста аудитории. Однако используя необычные движения, Пина Бауш наконец нашла отправную точку своей работы, о которой мечтала, включающую в себя поэтические образы и язык тела, и они быстро завоевали признание. Начав с основных человеческих чувств, со страхов и желаний, Танцтеатр Вупперталя не просто стал всемирно известным, но совершил международную хореографическую революцию.
Секрет успеха, может быть, заключался в том, что Танцтеатр Пины Бауш не стеснялся свежего взгляда на жизнь и в то же время давал волю фантазии. Он серьезно относится к повседневности аудитории и дарит надежду на светлое будущее. Со своей стороны публика берет ответственность на себя. Всё, что мужчины и женщины делают в пьесах Пины Бауш вселяет уверенность, честность, делает каждого ближе к осознанию счастья или толкает от него в другую сторону… Но каждый раз публика уходит домой с осознанием: несмотря на взлеты и падения, жизнь продолжается и развитие есть всегда.
В январе 1980 скончался спутник жизни Пины – Рольф Борцик. В ранние годы его декорации и костюмы наполняли Танцтеатр. После его смерти Петер Пабст (декорации) и Марион Цито (костюмы) заняли его место. Они создавали поэтическое пространство, часто выходящее за пределы сцены и внедряющееся в ландшафт. Эти физические пространства изменили характер движений. Вода и дождь заставили тела светиться сквозь одежду; почва превращает каждое движение в подвиг Геракла, оставляя следы шагов танцовщиков. Разнообразие пространств включает в себя разброс от обставленных комнат до голых деревянных покрытий японского минимализма. Костюмы могут быть как элегантными, так и странными: от вечерних до детских подгузников. Так же, как и пьесы декорации и костюмы повторяют жизнь и содержат в себе невероятную красоту и простоту. Что в детстве чаще всего упускается из виду: юмор и красота, даже если она заключена в видимом уродстве, с годами приходит осознание этих чувств. Таким образом, для Танцтеатра всё стало ясно: не провокация, а истина, заключенная в словах Пины Бауш: «Пространство, где мы можем встретить друг друга».
Международное сотрудничество Танцтеатра вылилось в множественные постановки: "Viktor", "Palermo Palermo" и "O Dido" вместе с Италией, "Dance Evening II (Tanzabend II)" в Мадриде, "A tragedy (Ein Trauerspiel)" в Вене, "Only You (Nur Du)" в Лос-Анджелесе, "The Window Cleaner (Der Fensterputzer)" в Гонг-Конге, "Masurca Fogo" в Лиссабоне, "Meadows (Wiesenland)" в Будапеште, "Água" в Бразилии, "Nefés in Istanbul," Ten Chi" в Токио," Rough Cut" в Сеуле," Bamboo Blues " в Индии, наконец, новая пьеса 2009-го в копродукции с Чили, для которой Пина так и не успела придумать названия. Работа, которая вначале вызывала столько вопросов, впоследствии переросла в мировое явление, вбирающее в себя национальные колориты разных стран и везде вызывающее уважение. Это не академический театр, а театр, аккумулирующий фундаментальный жизненный опыт, и каждый зритель приглашен разделить его с танцовщиками. Этот театральный мир щедр, расслаблен в восприятии действительности и очень добр к аудитории. Для создания мира в жизни и верить в свои собственные силы и возможности. Как межкультурный медиатор, он является послом мира и взаимопонимания. В этом театре, свободном от идеологий и догм, который старается смотреть на мир непредвзято и лишь бесстрастно фиксировать. От первооткрывателей оттого путешествия, которое начинается заново с каждой новой пьесой, с множества мелких сцен и дальше, дальше с каждым новым годом проявляется мир во всей своей многообразности, наполненный сюрпризами, выраженными в танце. Танцтеатр Вупперталя всегда следует только одному принципу: у народа и гуманизма нет границ.
За годы своей работы Пина Бауш была награждена множеством премий и званий, включая Премию Бесси в Нью-Йорке (1984), Национальную немецкую танцевальную премию (1995), Награда Белинского театра (1997), Императорскую премию Японии (1999), Премию Нижинского в Монте-Карло, Золотую Маску в Москве (2005), Приз Гете во Франкфурте-на-Майне (2008). В июня 2007 ее наградили Золотым львом Биеннале в Венеции за вклад в искусство, в ноябре того же года она стала обладательницей престижного приза Киото.
Немецкое правительство наградило ее Большим Крестом за Заслуги (1997), французское – званием Командора Ордена искусств и литературы (1991) и орденом почетного легиона (2003). Множество университетов дали ей степень почетного доктора.
30 июня 2009 линия жизни Пины Бауш подошла к концу. Ее работа сделала ее одним из самых выдающихся хореографов XX века.
Комментарии
Подписаться