Вим Вендерс – один из самых выдающихся режиссеров мирового кино, представитель «Нового немецкого фильма». Несмотря на общую тенденцию к глобализации и предложения больших студий, он всегда оставался верен своему экспериментаторскому стилю.
Родившись в Дюссельдорфе 14 августа 1945, уже в 7 лет он начал заниматься фотографией, в 12 создал темную комнату, а в 17 обзавелся первой «Лейкой». Учился медицине и философии, пока в 1966 не объявил себя художником и не уехал на Монпарнас в Париже. В свободное время он не вылезал из Синематеки, смотря всё подряд, включая классические немецкие фильма периода экспрессионизма. В 1967 он поступает в только что открытую Академию кино и телевидения в Мюнхене. В конце 60-х дебютирует с короткометражными лентами, которые были вдохновлены «Новым американским андеграундом» в стиле Уорхола: длинные сцены с минимальным действием и сложным авторским текстом. Его первым полнометражным фильмом стала дипломная работа «Лето в городе» (1970), выполненная в черно-белом изображении.
Вим Вендерс был одним из 15 режиссеров и сценаристов, которые в 1971 основали Film Verlag der Autoren, чтобы заниматься производством, правами и дистрибуцией собственных лент в рамках независимости от больших студий. Его профессиональная карьера режиссера началась в тот же год с адаптации романа Петера Хандке «Страх вратаря перед пенальти», за который он был удостоен приза критики в Венеции.
В «Алисе в городах» (1973), «Ложном движении» (1974) и «С течением времени» (1975) Вим Вендерс обращается к характерам послевоенной Германии, которые ищут свой путь в жизни, и получает несколько немецких и международных призов. Эти три фильма, равно как и «Американский друг» (1977) с участием Денниса Хоппера и Брюно Ганца, показывают изменения, которые происходят в Германии.
Огромная любовь Вима Вендерса к кино и рок-н-роллу встретились с чертой исследователя, открывающего мир вокруг себя и не устающего удивляться всему новому в своей работе. «Американский друг» сделал его известным по ту сторону Атлантики, и в результате следующий проект он делает вместе с Фрэнсисом Фордом Копполой, который пригласил 1978 году Вендерса в США. Он начал работать над «Хэмметом». Картина была посвящена автору детективных романов Дэшиллу Хэммету, однако длительные творческие разногласия позволили закончить работу только в 1982. О конфликтах Вендерс снял следующий фильм – «Положение вещей» (1982), где раскрыл темную подноготную кинопроцесса. За эту ленту Вендерс получил Золотого Льва за лучший фильм в Венеции.
Вместе с Сэмом Шепардом он исследовал свою следующую историю в техасской пустыни: безмолвный человек, теряя память, ищет зацепки, чтобы вспомнить прошлое. Его «Париж, Техас» с Настасьей Кински и Гарри Дином Стентоном выиграл в 1984 Золотую пальмовую ветвь в Каннах и была названа лучшей режиссерской работой на БАФТЕ.
В разделенном Берлине в 1987 он снял историю ангела в картине «Небо над Берлином», где главную роль исполнил Брюно Ганц – ангела, влюбленного в земную женщину, эта лента продолжила мировой успех режиссера. В Каннах он получил приз за лучшую режиссуру, был отмечен европейскими и немецкими наградами. В 1990 Вендерс осуществил амбициозный фантастический проект, о котором мечтал 12 лет: «Когда наступит конец света». Бюджет фильма составил более $ 20 млн, а сама картина была снята на всех континентах, однако под воздействием дистрибьютеров в прокат вышла урезанная копия фильма. Его режиссерская версия ждала своей встречи со зрителем еще 12 лет.
С Брюно Ганцем, Питером Фальком и другими звездами Вендерс снимает продолжение «Неба над Берлином» в 1993. После этого последовала вторая длительная командировка в Америку, которая началась с ленты «Конец насилия» (1996).
В 2000 Вендерс снимает в Лос-Анджелесе трагикомичную историю, которую ему рассказал певец Боно. «Отель Миллион долларов» повествует историю дружбы, предательства и всепоглощающей любви. На Берлинале он получает Серебряного Медведя.
В течение своей карьеры Вендерс снимал множество документальных лент, включая «Молнию над водой» (1980) про Николаса Рея, «Токио-Га» (1985), посвященную японскому режиссеру Ясудзиро Озу, чей фильм «Токийская история» очень повлиял на Вендерса, и «Записки об одежде и городах» (1989), посвященную модельеру Йоши Ямамото. Также он был режиссером нескольких музыкальных клипов и фильма-концерта «Вилли Нельсон в театре» (1998).
Без сомнения его лучшее наблюдение за музыкой и музыкантами – это документальная лента «Клуб Буэна Виста» (1999). В этом кинопортрете Ри Кудера он открывает кубинских музыкантов, среди которых Ибрагим Феррер, Рубен Гонсалес и Компания Сегундо. Фильм был номинирован на Оскар. «Человеческая душа» - фильм о героях блюза Слепом Вилли Джонсоне, Дж. Б. Ленуаре и Скип Джеймсе. В 2002 Вендерс снял ленту о друге Вольфганге Нидекене и его кельнском оркестре «Ода Кельну – фильм о рок-н-ролле». Длительная дружба с дюссельдорфским ансамблем "Die Toten Hosen" привела к следующему фильму «Съемки в Палермо» с Кампино и Деннисом Хоппером. Этот фильм в 2008 был в конкурсе Каннского кинофестиваля.
В 1987 он опубликовал первую книгу, «Написанная на Западе», включавшую в себя фотографии американского дикого Запада. Затем последовало множество книг , включая эссе, фотоальбомы и каталоги, сопровождавшие его фильмы и выставки, как например, «Кадры с поверхности Земли». Музеи и галереи по всему миру устраивают экспозиции его фоторабот. В 90-х Вим Вендерс стал председателем, а затем и президентом Европейской киноакадемии.
С 2003 он преподает в колледже изящных искусств в Гамбурге. Является почетным доктором факультета искусств и литературы в Сорбонне, теологического факультета фрибургского университета в Швейцарии, Католического университета Лувана (Франция), факультета архитектуры университета Катаньи. В 2006 Вендерс стал первым режиссером, получившим французский орден «За заслуги». Он живет вместе с женой, фотографом Донатой Вендерс в Берлине и руководит производственной студией "Neue Road Movies ".
Смотрите новый фильм Вима Вендерса "Пина: Танец страсти 3D" с 28 июля в российском прокате!
Комментарии
Подписаться