Views Comments Previous Next Search

Гид по фестивалю ДАТСКАЯ ВОЛНА 3

12185
НаписалCool Connections5 сентября 2011
12185

С 7 по 12 сентября в кинотеатре 35mm пройдёт фестиваль Датская Волна 3. Фестиваль приурочен к Государственному визиту Королевы Дании Маргрете II и Принца-консорта Хенрика, в сопровождении кронпринца Фредерика, в Российскую Федерацию.

В программе этого года можно отыскать фильм о сценаристе («Правда о мужчинах»), о режиссере («Все будет хорошо») и об актере («Смешной человек») – хотя рядом с ними есть и пекари («Семья»), и рыбаки («Человек из Нуука»). Юмор, здравомыслие, склонность к парадоксам и семейные ценности – неизменный рецепт обаяния датчан, явленный и в полном метре, и в анимации, и в документалистике («Красная капелла»). Да и в самой жизни.

Правда о мужчинах / Sandheden om mænd

Гид по фестивалю ДАТСКАЯ ВОЛНА 3. Изображение № 1.

Комедия с наглым названием начинается с прочувствованного спича жены главного героя, сценариста Мадса, о том, какой он славный, что согласился переехать в новый дом, как им хорошо уже целых десять лет вместе, как прекрасны их чувства, и прочего воркования, подкреплённого бокалом вина в руке. Естественно, следом идёт закадровое признание самого Мадса, пытающегося сохранять хорошую мину при плохой игре: никаких чувств он на самом деле к жене не испытывает и вообще всю жизнь мечтал о женщинах совершенно другого типа. Надо ли говорить, что и встреча с повзрослевшей девушкой-виденьем – грёзой подростковых лет – окажется разочарованием? И близкий друг внезапно потеряет сознание и погрузится в фатальную кому. И на творческом поле всё не так, как надо – семейный мультик «Путешествие в Зекайю», сделавший Мадса драматургом-звездой, ещё помнят – и молодые любовницы на одну ночь радостно клюют на постер, висящий в прихожей. Но повторить тот успех Мадсу больше не удаётся, а с новым проектом вообще швах – тотальный креативный запор.

Но – напомню ещё раз – это комедия, обаятельная (фильм приглашали на уйму фестивалей, включая Кинофорум в Петербурге и «Текстуру» в Перми) и довольно смелая. Она – почти как недавний голливудский хит «Секс по дружбе», в котором тоже было несколько правдивых замечаний о мужчинах, – издевается над сценарными клише, но и не стесняется сама их использовать. В конце концов, раз герой запутался в штампах, чего стесняться? Это, конечно, далеко не вся правда о мужчинах, но в том, что касается метаний среднего возраста (в советском шедевре они метафорически назывались «Полетами во сне и наяву»), фильм точен. В нём есть и как минимум один практически полезный момент: со страстной богемной брюнеткой Мадс знакомится не где-нибудь, а в одном из лучших музеев мира, Луизиане, расположенном в получасе езды на электричке от Копенгагена. Туда определённо стоит поехать; даже если не найдёте свою половину, время проведёте отлично.

Датчане вправе гордиться и актёрской школой – даже надуманные ситуации артисты разыгрывают легко и эмоционально достоверно. В главной роли – один из самых востребованных датских актёров Туре Линдхардт, уже после «Правды о мужчинах» успевший сыграть в одном из хитов каннского Двухнедельника режиссёров, странном и прекрасном фильме «Остров», опять же, о мужском кризисе среднего возраста.

Смотреть трейлер

 

Красная капелла / Det røde kapel

Гид по фестивалю ДАТСКАЯ ВОЛНА 3. Изображение № 2.

Вот один из самых неожиданных фильмов не только этого фестиваля, но как минимум последних лет пяти. Формально – недорогое документальное кино, которое оказывается изобретательнее большинства самых дорогостоящих игровых фильмов. Приём, используемый режиссёром Мадсом Брюггером, не нов – авантюра стала уверенным двигателем документального кинопроцесса. Из недавних примеров навскидку вспоминаются Майкл Мур, поплывший лечить не способных оплатить страховку сограждан на Кубу, Морган Спёрлок, обжиравшийся макдональдсовским шлаком и ловивший Бен Ладена, и восточные европейцы Вит Клусак и Филип Ремунда, одурачившие сограждан несуществующим гипермаркетом «Чешская мечта». 

Но датчанин Брюггер придумал совсем невероятное приключение: он пригласил Джейкоба Носселла и Симона Йоргенсена, дуэт датских комиков корейского происхождения, съездить в Северную Корею и выступить перед живущими в культурной изоляции зрителями. Фильм уникален уже самим фактом неограниченных съёмок в коммунистическом оазисе, куда попасть даже с примитивной туристической мыльницей чертовски сложно – а Брюггеру разрешили поснимать даже в военизированном пункте на границе с Южной Кореей. Гигантский Пхеньян, напомнивший режиссёру город после взрыва нейтронной бомбы, выглядит круче, чем мегаполисы из фантастических фильмов, многотысячный марш мира вызывает дрожь – и ужаса, и восхищения, – выступления школьников навевают ностальгические воспоминания о советском детстве. Но это первый, декоративный пласт. Гораздо интереснее развитие отношений между датскими гостями и неизвестной Кореей.

Задачей режиссёра было проникнуть в страну-концлагерь и показать миру правду – в форме издевательского фильма-спектакля: комик-труппа «Красная капелла», названная в честь антифашистского подполья, повергает северных корейцев в смущение клоунадой с пуканьем по мотивам «Принцессы на горошине», читает детские стихи напротив монумента вождю и уламывает хор подростков петь песню Wonderwall. Брюггер кокетливо недоумевает, глядя на суровые лица сопровождающих официальных лиц: «Они не запрещают нам творить всё это из вежливости или рассчитывают использовать нас для пропаганды?» (мол, смотрите, датские корейцы выбрали для первого визита на историческую родину не капиталистическую Южную, а коммунистическую Северную страну). Ситуация осложняется тем, что один из комиков, Джейкоб, – инвалид-колясочник, спастический паралитик, а, если верить Брюггеру, таких в Северной Корее уничтожают ещё в колыбели. Парадокс в том, что в какой-то момент даже упёртый либерал Брюггер начинает подозревать, что всё, кажется, не так уж плохо – и здесь живут нормальные люди, и страх у них – вовсе не главная эмоция. Получается человечный, тёплый фильм, в котором единственным мудаковатым персонажем выглядит сам режиссёр, циничный европеец, скованный догмами сильнее северокорейских обитателей.

Смотреть трейлер


Смешной человек / Dirch 

Гид по фестивалю ДАТСКАЯ ВОЛНА 3. Изображение № 3.

А вот феерическое игровое кино о звезде эстрады Дирке Пассере, смешившем датчан 30 лет, вплоть до своей смерти в 1980-м прямо на сцене мюзик-холла в парке развлечений Тиволи. В 1960-е Дирк был участником звёздного комического дуэта – привет «Красной капелле», – и смерть партнёра, Кильда Петерсена, стала для Пассера ударом, от которого, согласно этой кинобиографии, он толком так и не оправился; во всяком случае, призрак лучшего друга навещал его до последнего. Дирк, как всякий настоящий комик, предстаёт на экране человеком тяжёлым, одержимым приступами паники и неврастении. И главный мотив этого невесёлого фильма – страх короля комедии оказаться не смешным, с одной стороны, и, с другой, его же вечное ощущение собственной ущербности в сравнении с «настоящими», серьёзными артистами. Менеджер увещевает Пассера: «Так называемые драматические актёры отдали бы руку и ногу за твой талант», а Дирк всё равно комплексует. Эти комплексы позволили авторам фильма придумать два очень сильных зеркальных эпизода об относительности смешного и печального в мире. Вот Дирк куражится в роли тётки Чарлея (у нас самая известная версия этой пьесы – фильм «Здравствуйте, я ваша тётя!»), но тут на сцену забредает его помятый, растрёпанный, уволенный алчным руководством напарник Кильд, и смех замирает. А вот Дирк отваживается на постановку классической и ни разу не смешной пьесы «О мышах и людях», а зал всё равно покатывается от смеха в самых трагичных местах.

Всё относительно, кроме, разве что, непреходящего очарования ретро, и это один из бонусов фильма. Про Дирка, конечно, интересно, но ещё интереснее любоваться антуражем, включающим и длинноногих капельдинерш в откровенных нарядах, и дирковских поклонниц в старомодно соблазнительных беретках и косынках.

Главную роль сыграл Николай Ли Каас, актёр нервный, колючий – возможно, при кастинге обратили внимание на личное знакомство Кааса с героем: уже после финальных титров на экране возникает фото 1975-го года, где довольный Дирк обнимает орущего ребёнка. Это и есть Каас, очень смешно.

Смотреть трейлер


Человек из Нуука / Nuummioq

Гид по фестивалю ДАТСКАЯ ВОЛНА 3. Изображение № 4.

Драма, которую смотришь как триллер. Нет, не поймите неправильно – никаких нарочно выдуманных мотивов для нервотрёпки здесь нет, напротив, это камерный, негромкий, бытовой фильм, украшенный разве что дивными пейзажами Гренландии. Здесь живёт троица друзей – охотников и рыболовов: Малик, Михаэль и Карстен. В то утро, когда потешный толстяк Карстен угодил в клинику с симптомами передозировки виагры, Малик внезапно рухнул в обморок, вызванный, как оказалось, неоперабельной опухолью мозга. Жизнь, тем не менее, продолжается, и Малик, немного заблудившийся в любовных чувствах, едет вместе с Михаэлем на природу – снимать телевизионную рекламу с айсбергами...

Не оторваться от этого фильма по одной простой причине: в нём история движется не по накатанной и полной штампов сценарной колее, а – как в жизни – непредсказуемо; не ясно, что герои сделают, кого встретят и о чём узнают. Кажется, что действие направляет не воля авторов (обычно самонадеянно уверенных, что всё-то им про жизнь известно, и на зрительских чувствах они могут как на дуде играть), а случай или судьба. В этом, конечно, проявляется высокий режиссёрский талант двух скандинавских дебютантов, безупречно создающих блюзовое настроение – будто смотришь фильм, снятый не на заиндевевшем Севере, а где-нибудь в дельте Миссисипи.

Смотреть трейлер


Семья / En familie

Гид по фестивалю ДАТСКАЯ ВОЛНА 3. Изображение № 5.

Добротная и подробная сага о Райнвальдах – династии копенгагенских пекарей. Юная представительница клана Дитте, работает галеристкой, одна приятная новость в её жизни опережает другую: легендарная нью-йоркская галерея Гагосяна предлагает выгодный и увлекательный контракт, тест на беременность выдаёт уверенный положительный ответ, другие тесты – борющегося с раком отца – говорят о достижениях химиотерапии. Выбор между карьерой и ребёнком кажется Дитте не таким уж мучительным, и выздоровление отца позволяет забыть о семейном бизнесе и с чистой совестью лететь в Америку. Однако за каждой белой полосой непременно следует чёрная... 

Режиссёр фильма Пернилла Фишер Кристенсен прославилась пряным фильмом о девушке и трансвестите «Мыло», однако, у её семейной хроники нет ничего общего с «мыльными операми». Она ведёт повествование без ненужного (и натужного) мелодраматизма, иногда суховато, но это, право, лучше нездоровой экзальтации. Конечно, «Семья» – не «Будденброки», в ней нет масштабных социальных и исторических обобщений, но такая локальность как раз в русле скандинавской литературной и кинематографической традиции.

Смотреть трейлер 


Все будет хорошо / Alting bliver godt igen

Гид по фестивалю ДАТСКАЯ ВОЛНА 3. Изображение № 6.

Фильм-тёзка нашей народной комедии начала 1990-х разительно отличается от российского однофамильца:  это – произведение заковыристое, если не сказать, претенциозное. Но именно этим и ценен режиссер Кристоффер Боэ, прославившейся «Реконструкцией» и «Аллегро» – сложноустроенными фильмами-лабиринтами, отталкивающимися, впрочем, от бульварных жанров.  Вот и «Всё будет хорошо» напоминает детективы в мягких обложках – бесстыдной концентрацией всех развлекательных атрибутов (ночь, туман, визг автомобильных тормозов, страшная тайна). Боэ заигрывает и с остросовременной политической темой (датские солдаты, пытающие военнопленных  – о, сюжет!), но лишь для того, чтобы увлечься ещё одной историей о кинематографисте в кризисе.

Смотреть трейлер


Сайт фестиваля - www.danish-wave.ru

Рассказать друзьям
1 комментарийпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются