Фестиваль «Рандеву с молодым французским кино» по доброй традиции знакомит зрителей с молодыми режиссерами Франции. Фильмов там производится очень много, поэтому особенно любопытно сравнить, как по-разному снимают и смотрят на мир авторы нового поколения. Объединять их в какие-либо направления смысла не имеет, а вот прислушаться к их свидетельствам о том, каково жить и любить в современной Франции, очень интересно.
Открывает фестиваль скромная романтическая комедия «Искусство обольщения» (трейлер), доставленная в Москву прямиком из французских кинотеатров. Главный герой – трогательный и нескладный психоаналитик, влюбившийся в свою клиентку. Он слишком робок, чтобы начать с ней общаться, и потому – к его же собственному удивлению – искусству обольщения ему придется учиться на другой девушке, не менее обаятельной. Франция – вторая родина психоанализа, к которому там относятся особенно серьёзно. Тем увлекательнее смотреть, как справляются со своей ролью актеры, на которых в этом фильме ложится основная нагрузка.А они замечательные: в роли застенчивого психоаналитика – Матье Деми, сын великих Жака Деми и Аньес Варда. Девушка, которую он обольщает – Валери Донзелли. Обоих объединяет то, что они – начинающие режиссеры. Матье Деми свое кино только заканчивает, а вот Донзелли дотошный зритель «Рандеву с молодым французским кино» должен помнить: её прелестная «Королева дурочек» открывала фестиваль год назад.
Не ограничиваться актерским опытом, а пересаживаться впоследствии в режиссерское кресло – это отдельная благородная французская традиция, достаточно вспомнить Мишеля Пикколи или Матьё Амальрика. Вот и кумир девушек-гуманитариев Луи Гаррель («Мечтатели», «Все песни только о любви») пошел по стопам своего отца – режиссера Филиппа Гарреля. Агенты младшего Гарреля привычно сетовали на его отменную избирательность – от настойчивых предложений он все время отказывался, делая исключения только для папы и своего постоянного режиссера Кристофа Оноре. Теперь понятно, что в свободное время он просто готовился к собственной карьере – на данный момент у него за плечами уже три короткометражных картины. Последнюю он представлял всего месяц назад в Локарно, но для московской программы был выбран самый показательный фильм – «Маленький портной», премьера которого состоялась в Каннах. Это трогательная история любви начинающего кутюрье Артюра и грустной актрисы, цитирующей ему Чехова. Фильм снят в слегка старомодном ключе – с выверенным черно-белым изображением, крупными планами красивых лиц, тревожной закадровой музыкой. Луи Гаррель, как завзятый театрал, знакомит своих героев на постановке Клейста, но отрывки из спектакля показывать отказывается, поясняя, что театр нельзя изобразить, а можно только прожить. Музу храброго портняжки играет красавица Леа Сейду, одна из прекраснейших актрис нового поколения. Ну, и не театром единым: отличным саундтреком к этой истории стала всегда уместная музыка The Smiths.
«Любовь как яд» Катель Килевере привечали в той же престижной программе Каннского фестиваля «Двухнедельник режиссеров», что и Луи Гарреля. И на финальных титрах здесь тоже звучит песня великой британской группы, а именно Creep Radiohead в неожиданном исполнении девичьего хора. Именно эта композиция наилучшим образом передает атмосферу неуклюжей нежности, которую испытывает главная героиня, впервые сталкивающаяся с взрослым миром. Действие происходит в холодной Бретани, но католический дух французской провинции режиссер сталкивает с наполняющим здешний воздух подростковым эротизмом. Сам фильм назван в честь знаменитой песни Сержа Генсбура, что неудивительно – ведь и главную героиню, скорее, волнует размер её груди и форма собственных коленок, а не вопросы богословия. Получилась сдержанная фестивальная драма, напоминающая о картинах Мориса Пиала.
Раз уж нашлось место Сержу Генсбуру, то никуда и без его вечной спутницы Джейн Биркин. Она играет пусть и не очень большую, но всё же ключевую роль в «Голове матери» – еще одной истории взросления во французской провинции. Пятнадцатилетняя Лулу мечтает сделать свою печальную маму счастливой и, раскопав архив со старыми фотографиями, отправляется на поиски прежней жизни матери. Музыка Биркин как раз отлично подходит для этого очень женского и слегка наивного фильма.
Вот еще одна киноманская история взросления – «Все прощено» Миа Хансен-Лёве, фаворитки Каннского фестиваля и французской прессы. Она когда-то играла у Оливье Ассаяса, а затем не раз круто меняла свой путь – получила степень в немецкой философии, писала заметки о кино в Cahiers du Cinema, а потом пришла в режиссеру. Её «Юношеская любовь» на только что завершившемся фестивале в Локарно удостоилась специального упоминания, но начинать смотреть Хансен-Лёве нужно именно со «Все прощено», открывшего её автобиографическую трилогию. И снова придется вспомнить Гарреля и британскую музыку: фильм нашпигован отсылками к французскому кинематографу, в частности, повторяется сцена танцев под песню The Kinks из фильма Филиппа Гарреля. Здешние герои – интеллектуалы под стать режиссеру, но проблемы и страсти у них – самые что ни на есть человеческие.
Наоборот, гораздо более оптимистичный портрет семьи получился у Реми Безансона в «Первом дне оставшейся жизни». Если предыдущие режиссеры подчеркивают и пестуют свое французское происхождение, то Безансон берет ключевую для галльского кино тему семьи и рассказывает её так, словно он независимый американский режиссер. Достаточно сказать, что главного героя, отца семейства, зовут Робер Дюваль – точь-в-точь как знаменитого американского актера, а его дети обмениваются цитатами из «Великолепной семерки». Он сам, его взбалмошная жена, дочка, слушающая гранж, и двое сыновей (один карьерист, другой инфантил), – все они проживают один день, в который намерены переменить свою судьбу. «Семья – это машина, которая истребляет чувства», – такие слова горько произносит один из героев. Опровержению этого утверждения посвящен этот чертовски сентиментальный, аляповато яркий и при этом полный фантазии фильм.
Столь же зрительский, и не менее сентиментальный вышел «Но и я» – экранизация одноименной популярной книжки Дельфин де Виган, переводившейся и на русский язык. Актриса и режиссер Забу Бретман вообще специализируется на адаптации модной современной прозы, её предыдущая картина «Я её любил. Я его любила» была основана на книге Анны Гавальда. Бретман сняла трогательную историю случайной дружбы между девочкой-зазнайкой и бродяжкой с вокзала. Её режиссуру не назовешь утонченной, но сильные эмоции она вызвать способна. К тому же здесь играет восходящая звезда Жюли-Мари Пармантье.
Ну, а самый разбитной и отвязный портрет взросления представлен в упоительной подростковой комедии «Жизнь на ранчо» Софи Летурнёр. На английский язык название вышло куда менее целомудренным – «Телки». Это кино про эйфорию двадцатилетних подростков, начавших самостоятельную жизнь – дискотеки, вечеринки, влюбленность, постоянное обсуждение отношений. Главное достоинство фильма – естественность, производящая впечатление удачной импровизации. Но нет, Летурнёр вдохновлялась своими воспоминаниями и тщательно прописала весь сценарий. «Жизнь на ранчо» подкупает вниманием к деталям и мелочам – бытовые, физиологические и повседневные заботы героинь кажутся очень узнаваемыми. Премьера фильма состоялась в конкурсе Роттердамского фестиваля.
А теперь – нечто совсем иное. В качестве десерта подготовлена программа короткометражных фильмов Тома Сальвадора. Скорее всего, он мало кому известен, но с ним следует познакомиться: это такой сам себе режиссер, снимающий очень короткие фильмы. Они могут длиться две минуты, пять или двадцать – пересказу они совершенно не поддаются, потому что самое интересное в них сам Сальвадор, играющий главную и, чаще всего, единственную роль. Сложно не вспомнить Жака Тати или Бастера Китона – великих комиков, которых явно высоко ценит этот скромный режиссер. Его главное и очень обаятельное качество заключается в том, что ему просто не бывает скучно с самим собой – играет ли он дома в настольный теннис, лезет на вершину Монблана или дает небольшие уроки кино. К слову, о последних: Сальвадор опровергает тезис о том, что кино – искусство коллективное, и в своих юмористических мастер-классах учит, например, тому, как изобразить в своем фильме настоящую летающую тарелку и помочь ей избежать столкновения с голубем. Ну как не проникнуться симпатией к такому человеку.
Фестиваль Рандеву с молодым французским кино
С 28 сентября по 3 октября
Кинотеатр «35 мм»
Покровка 47/24
Билеты — от 250 руб. Открыта предварительная продажа билетов.
Страница фестиваля на Look At Me
Страница фестиваля на kino35mm
Комментарии
Подписаться