«Жизнь – это эпический жанр». Правила творчества Михаила Дурненкова
«Совершенно счастливый человек заниматься творчеством не станет».
Михаил Дурненков
33 года, драматург и киносценарист
Пьеса – это конструктор. У романа нет границ, это бесконечный белый лист. У пьесы уже есть рамки – с одной стороны это зритель, с другой – сцена.
Сценарий – всего лишь инструкция для постановщика, материал, который потом требуется визуализировать.
Спектакль или фильм в реальности получаются всегда хуже того театра, который существует в голове у драматурга. Это его горе, его страдание, но в то же время это данность профессии.
Великие реформаторы театра, как правило, драматурги. И даже Станиславский не так очевиден без Чехова.
Реальность, перенесённая на сцену, становится фактом искусства.
Искусство несёт терапевтическую функцию. Катарсис имеет целебный эффект сброса невротического напряжения не только в человеке, но и в обществе.
Классическое произведение – это высказывание о Человечестве. Современное произведение более конкретное, оно отвечает на вопрос о том, что такое Человек.
Самое главное для киносценариста – это умение выстраивать причинно-следственную связь.
Из дисциплин ближе всего к сценарному мастерству психология.
В театре событием становится раскрытие характера через диалог. В кино во время диалога терпеливо ждёшь, когда же начнутся события.
В театре и кино действуют разные механизмы отождествления: в театре зритель соучастник в происходящих событиях, он наблюдатель событий в непосредственной близости, в кино – сопереживает герою, уподобляя себя ему.
Жизнь – это эпический жанр.
Если среди всех выдуманных персонажей есть реальный – и это автор – он вытягивает остальных на определённую ступень достоверности.
Совершенно счастливый человек заниматься творчеством не станет. Творчество – это та трещина в человеке, через которую на бумагу вытекает его талант.
Правила записала Александра Вяль по итогам творческой встречи с Михаилом Дурненковым, которая прошла в рамках открытых мероприятий Высшей школа ХПМТ в РГГУ 29 сентября 2011 г. Фото - Аюр tushan Санданов.
Курс «Мастерская кинодраматургии Михаила Дурненкова» запустится в Высшей школе ХПМТ 15 октября. Он будет состоять из теоретической части, в течение которой слушатели познакомятся с основами кинодраматургии, определениями жанров, жанровыми особенностями, типологией сюжетов и персонажей, понятием «путь героя», и практической части – семинаристы будут писать новеллы, этюды и сценарии, постепенно двигаясь к финальной точке двухсеместрового курса – созданию сценария полнометражного фильма.
Комментарии
Подписаться