В конце января на экраны выйдет камерная драма “Опасный метод”, снятая Дэвидом Кронербергом (режиссёром “Мухи”, "Обеда нагишом" и “Порока на экспорт”) по мотивам пьесы Кристофера Хэмптона (“Полное затмение”, по которому Агнешка Холланд сняла фильм про Артюра Рембо - тоже его рук дело). "Опасный метод" рассказывает о сложных отношениях между Карлом Густавом Юнгом (Майкл Фассбендер), его пациенткой, любовницей, а затем - академической коллегой - Сабиной Шпильрейн (Кира Найтли) и Зигмундом Фрейдом (Вигго Мортенсен).
И по постеру, и по скромному синопсису можно предположить, что фильм - о любовном треугольнике, который, собственно, и составляли главные фигуранты этой истории, но, даже если вы не знакомы с историей современного психоанализа, достаточно заглянуть хотя бы в википедию, чтобы понять, что основной треугольник в фильме - не любовный (вернее, любовный тоже есть, но он находится за кадром), а интимно-профессиональный, психоаналитический, основанный на болезнях, фобиях, Эросе и Танатосе…
Сам фильм я ещё не посмотрел, поэтому придумал составить мой собственный топ-список фильмов, в которых треугольники оказываются любыми, но не любовными, хотя таковыми кажутся на первый взгляд.
Суть "треугольника" в качестве аллегорической фигуры - не столько в том, что в союзе находятся три участника, а в том, что третий - как правило всегда является либо связующим элементом, либо деструктивным, но всегда - оказывающим давление на двоих других и часто смещающим баланс отношений.
Опасный метод, 2012, реж. Д. Кроненберг
Маркетинговая гипотеза: зритель пойдёт на фильм о порочном треугольнике Юнг-Шпильрейн-Фрейд.
На самом деле: Любовный треугольник в жизни Юнга как раз состоялся после разрыва отношений с Сабиной Шпильрейн - его сложные отношения с новой любовницей дошли до того, что та стала практически равноправным членом семьи.
А вот как раз в цепочке Юнг-Шпильрейн-Фрейд если любовь и была, то только в виде препарата. Сперва Юнг обсуждал интересный случай, связанный с истерическим расстройством юной пациентки после смерти её младшей сестры. Спустя несколько месяцев пациентка - Шпильрейн - покинет и госпиталь, и своего лечащего врача Юнга, но они довольно долго будут поддерживать разной насыщенности отношения - во многом благодаря пробудившемуся интересу Сабины к аналитической психологии и изучению связи стремления к любви со стремлением к смерти. Отношения Фрейда и Юнга не были безоблачными - склонный к мистицизму Юнг далеко не всегда разделял прагматичный рационализм и не всегда, на его взгляд, удачные аналитические аллегории своего наставника Фрейда, но их отношения обострились, когда в их переписку, а затем и личное общение включилась Шпильрейн, которая к моменту окончательного разрыва дружбы Юнга и Фрейда успешно выучилась и даже получила степень доктора психологии. Исследователи говорят, что именно Сабина Шпильрейн подвигла обоих к более тщательному изучению связи Эроса и Танатоса. Сама же она, поработав какое-то время вместе с Фрейдом, уехала в Россию, где открыла свою собственную школу. В тридцатых годах советский психоанализ запретили, а во время Великой Отечественной Сабину Шпильрейн вместе с двумя дочерьми расстреляли оккупировавшие Ростов немцы…
Звёздные войны: Эпизод IV - V - VI, 1977, 1980, 1983, реж. Д.Лукас, Р.Маркуэнд, И.Кершнер.
Привычная нам гипотеза: Несмотря на то Люк узнаёт, что Лейя - его сестра, определённое напряжение между Люком и Ханом сохраняются вплоть до финала…
На самом деле: Отношения между Люком с Ханом и Леей для сюжета не так важны, как его временный сомнительный союз с императором всея республики Палпатином и своим отцом. Метафизика отношений древа Скайуокеров с сильнейшими джедаями далёкой галактики обладает масштабом античной трагедии - фактически рождённый полубогом, Энекин сперва практически погибает, но затем возрождается в новом облике, чтобы сначала претворять идеи Палпатина в жизнь и в конце свергнуть в прямом смысле того, кто придумал интригу, которая должна была полностью изменить миропорядок. Драматургически фигура Палпатина - структурообразующая, потому что именно благодаря ему главные герои стали такими, какими стали. Но меня беспокоят в этой саге две вещи, которые так же связаны любовью и смертью, как и тема Юнга-Фрейда-Шпильрейн: главный герой повествования - Люк Скайуокер - вёдёт себя слишком инфантильно, как человек с подавленной сексуальностью (впрочем, как и все джедаи) - обратите внимание, что даже к Лее он относится как-то “по-инерции”, с точки зрения норм, а не влечения, что иногда случается в других сказках. С одной стороны, тут может играть ключевую роль возможный инфантилизм самого Лукаса, превратившего образно-яркую историю с богатой мифологической основой в совсем детский аттракцион, выпустив в двухтысячные на экраны “первые” три части саги. С другой стороны, именно в приключениях юного Энакина Скайуокера до момента его превращения в Дарта Вейдера постулируется табуированность и любви, и страсти, которым он поддаётся и из-за которых практически погибает. Джедаи контролируют чувства, это делает из них то ли сверхлюдей, то ли “людей” инфантильных, бесполых и эмоционально закрепощённых (они, кстати, так и выглядят, а кульминацией развития образов положительных инопланетных героев становятся воинственные, но мимимишные эвоки). Нужно сказать, что Палпатин на протяжении всей истории выступает в роли искусителя, фактически совратителя, подбивая главных героев на сомнения в авторитете высшего джедайского руководства… История - как бы вполне апокрифическая, если бы внешне, “графически” облик Палпатина не напоминал священника или служителя культа, что уводит нас в другую плоскость. Впрочем, джедайская аттрибутика и нормы поведения - тема отдельного “исследования” - про это, кажется, даже писали…
Так вот, Палпатин, манипулируя Энакином, желает иметь при себе самого крутого джедая, поэтому, как только появляется Люк, он с лёгкостью натравливает отца на сына, чтобы победил сильнейший. Но и тут неподчинение авторитетам и трепетное отношение к семейным ценностям снова заставляют Энакина пойти наперекор указаниям руководства, и опять из-за него его “сторона” [Силы] терпит крах, потому что он делает моральный выбор в пользу сына, а не всемогущего императора Палпатина.
Треугольник тут, в отличие от юнговского - совершенно нерабочая фигура. То ли это связано с тем, что в случае с юнгом тот жил с двумя женщинами, а тут, в “Звёздных войнах” - трое джедаев, для которых дисциплина и великие цели важнее семейных ценностей… Ну, кто же на такой основе строит союзы!
Продолжение следует…
В следующих выпусках: “Властелин колец”, “Матрица”, “Драйв”, “Шерлок Холмс” и др.
Комментарии
Подписаться