– Что ты ценишь во мне, дорогуша?
– Не знаю. Всё.
– Я украла у старушки 2000 евро. У собственной бабушки. Я сделала это для пацанов, для этих козлов. Суд приговорил меня к исправительным работам. Отстой, конечно, но я очень любила этих ребят. Но теперь я не такая наивная, что касается пацанов.
– Я позвонила в скорую. Говорю, тут девушка, напилась до смерти. Они спрашивают, что она делает? Ничего, говорю, лежит и блюёт. Они говорят, раз она блюёт, мы не приедем. Я им – вы что, совсем офигели? Они говорят – раз она блюёт, у нее все в порядке.
– Но меня ничего не интересует. Не хочу заниматься с детьми, не хочу торчать все время на одном месте. Не хочу работать руками.
«Бассейн принцесс» - документальный фильм о девочках-подростках, в котором они сами без тени стеснения рассказывают о своих отношениях с подругами и алкоголем, сексуальной жизни, наркотиках, конфликтах с родителями, планах на будущее и постоянно курят.
Девочка пятнадцати лет рассказывает за коктейлем в баре: «Я всегда всем изменяла, особенно в пьяном виде. Сначала вроде только целоваться собираешься, а потом и все остальное. Когда мы напиваемся, мы всегда этим занимаемся!». А позже ее подруга, сидя на газоне у бассейна – «бассейна принцесс» - говорит: «Детей я хочу лет в 30, а пока хочу жить свободно: вечеринки, работа, зарабатывать деньги, ездить в отпуск, жить в хорошей квартире, бухать, пить кофе, тусоваться с теми же друзьями – они же никуда не денутся, все останется по-прежнему». И не перестаешь дивиться, до чего же они грубые, ранние, испорченные, эти странные акселераты. А что иначе хотела нам сказать Беттина Блюмнер, которую так и хочется назвать «германской Гай Германикой»? Но бог с ними, с проблемами раннего полового созревания, не хлебом единым.
В своем фильме Блюмнер выходит не только на проблему воспитания молодежи, так или иначе через историю девочек затрагивается вся современная Германия, действительность которой – вот удивление – переплетается с действительностью российской. Девочки в «Бассейне принцесс» плотно общаются с представителями «южной диаспоры», предпочитая их немцам. Турки в Германии – это как арабы во Франции или кавказцы в центральном регионе России: их много, они ассимилируются, национальности смешиваются, и каждому приходится выбирать для себя, хорошо это или плохо. Оценки самой Блюмнер по этой позиции нет, она вообще грамотно обходит все ответы. В каждом эпизоде она как будто подвешивает в воздухе вопрос, насильно заставляя тебя думать. И никуда не денешься – весь фильм будешь искать ответы.
Потому что пятнадцатилетние – тема, которую поднимают всегда и во всех странах, каждый раз с горечью вздыхают и вопрошают: «Это что же из них получится?» С другой стороны – не слишком ли это заезжено? В каждой стране есть свои Ройтберги и Германики со своими вариациями на тему «Легко ли быть молодым?», и каждый раз мы удивляемся распущенности молодежи и ее раннему взрослению. И дело не в том, что мы сами забыли свою молодость, а в том, что у всех она – разная, и чтобы шокировать зрителя, режиссеры выбирают не самых правильных, не самых начитанных и не самых воспитанных детей, а мы послушно садимся на крючок и начинаем охать.
А может быть, при просмотре таких фильмов даже не стоит задаваться вопросами, что такое хорошо и что такое плохо, как оградить своего ребенка от этих ужасных пороков и сколько суток ареста должен получить сын, от которого в пятницу пахнет вином и табаком? Так или иначе, 70% подростков проходят через бутылочное пиво во дворе на лавочке, легкие наркотики и никотиновую зависимость, но что-то заставляет их в итоге отказываться от этих увлечений, и скорее всего, это либеральное отношение, при котором их не порицают, а дают свободу действий. В конце концов, маньяками и детоубийцами становятся те, кого родители в детстве лупили и ставили до совершеннолетия в угол на горох, а убивают своих матерей мальчики, которые до 40 лет жили с ними под одной крышей на каше с молоком.
Так что, на мой взгляд, такие фильмы надо смотреть с интересом, а не с отвращением. Надо влезть в шкуру этих развеселых девочек, которые улыбаются и говорят «Но Шайн показал мне, что такое любовь». Может, только они это и знают - как все дети, которые рождаются мудрыми и знают все, а потом, перед тем, как начать говорить, забывают.
Наталья Втулкина
Картина была показана в России 24-го января 2012 года в рамках проекта «ДОКер».
С подробным анонсом фильма можно ознакомиться также на страницах LM: Документальный фильм «Бассейн принцесс»
Комментарии
Подписаться