Views Comments Previous Next Search

Безграничный «Пограничный эффект»

11801
НаписалНаталья Втулкина4 февраля 2012
11801

Вот есть Соединенные Штаты Америки, а у нас – Разъединенные Штаты России.

 

Безграничный «Пограничный эффект». Изображение № 1.

Три документальных киноновеллы с общим названием «Пограничный эффект», созданные по идее Сергея Мирошниченко, рассказывают через личные истории о том, как отделение некоторых республик СССР от современной России повлияло на жителей.

Безграничный «Пограничный эффект». Изображение № 2.

В первом фильме (режиссер – Кирилл Седухин) показана свадьба двух молодых людей, которые являются гражданами двух разных государств – России и Украины, – а на деле разделены всего лишь железной дорогой. Вторая история (режиссер – Георгий Молодцов) рассказывает о женщине, которая едет в Грузию, чтобы приблизиться к корням – к отцу, который прожил там всю жизнь и о котором в последние годы, вплоть до его смерти, она ничего не знала. Третий фильм (режиссер – Ольга Стефанова) – о границе между Россией и Эстонией, о бабушке, которая не может получить опекунство над своими внуками из-за того, что они официально не «причислены» к ее стране и вынуждены будут попасть в детский дом.

Новеллы оставляют двоякое впечатление: с одной стороны, они светлые, с другой – печальные. В них говорится не о геополитическом статусе государств или о современной борьбе за ресурсы – нет, в фильмах чувствуется личное сожаление, которое создается режиссерами с помощью взгляда изнутри, взгляда самих людей, разделенных против своей воли. И кроме явления «пограничного эффекта» эти фильмы, казалось бы, ничего не связывает. Однако мне показалось важным, что выбор тем у каждого режиссера так или иначе связан с очень личными и фундаментальными понятиями для человека: первый фильм – о любви, второй – о смерти, третий – о религии и детях.

Безграничный «Пограничный эффект». Изображение № 3.

Методы съемки, монтаж, звук, драматургия во всех трех новеллах разные, поэтому они кажутся независимыми друг от друга. Во всех фильмах в неравных пропорциях соединяются общественное и личное (в первом фильме – примерно в одинаковой степени, во втором и третьем – гораздо важнее личные истории). В съемках фильма о Грузии принимало участие целых три оператора – поэтому картинка потрясающе разнится, но есть некоторые моменты, на которые смотришь как зачарованный. Пожалуй, из всех трех фильмов второй – самый удачный по зрелищности и красоте. В третьем фильме Ольга Стефанова охватила сразу две глобальных проблемы: история с религией плавно перетекает в историю о двух мальчиках, растущих без матери.

Больше всего в фильме приковывает внимание стремление каждого режиссера подчеркнуть разницу между физической границей и нематериальной, стертой границей. Если первая существует, то второй – нет, как нет границ для любви, семьи и религии.

Безграничный «Пограничный эффект». Изображение № 4.

Предпремьерный показ документального фильма "Пограничный эффект" состоится во вторник 7 февраля в 19.00 на "Докере" в малом кинозале "Домжура" (Москва, Никитский бульвар, д. 8а). Подробности о показе.

Рассказать друзьям
1 комментарийпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются