Views Comments Previous Next Search

Танец против предрассудков (о фильме "Пина. Танцующие мечты")

32760
Написалa-onefilms17 февраля 2012
32760

23 февраля выходит в прокат фильм «Пина. Танцующие мечты» — незабываемый танцевальный эксперимент великой Пины Бауш.

Танец против предрассудков (о фильме "Пина. Танцующие мечты"). Изображение № 1.

Незадолго до своей внезапной смерти Пина Бауш занималась постановкой спектакля Kontakthof с группой молодых ребят,  впервые начавших танцевать. В документальном фильме «Пина: Танцующие мечты» камера наблюдает за участниками этой удивительной постановки, улавливает все изменения, которые происходят с ними во время подготовки к премьере. Это последние кадры и интервью с танцовщицей и хореографом Пиной Бауш.

С режиссером фильма, Анной Линзель, и исполнительницей главной роли в спектакле Kontakthof, Джой Вонненберг, беседует Бритта Бюргер.


Бритта Бюргер: Спектакль  Kontakthof существует в трех исполнениях: сначала Пина ставила его  с собственной профессиональной труппой (Прим. — 1978г.), потом с непрофессионалами почтенного возраста и в конце концов с группой молодых дилетантов. Когда Анна Линзель решила снимать фильм про этот молодежный эксперимент,  никто не подозревал, что этот спектакль станет своего рода «завещанием» — это фактически последние кадры с Пиной Бауш.

Джой Вонненберг: Я ничего не знала о Пине Бауш, когда я пришла на первую репетицию, я знала только, что там будет женщина, у которой свой театр как раз около Cinemax. Больше мне ничего не было известно. Я пришла туда только потому, что об этом рассказали в школе. Я  шла туда с мыслью: схожу, попробую разок и всё.

Б.Б.: Почему же ты все-таки пришла? Что тебя привлекло?

Джой: Я просто хотела попробовать что-нибудь новое. Наверное это единственное, что заставило меня прийти. Я просто пришла, я не знаю, трудно это описать.

Б.Б: А до этого ты была когда-нибудь в театре танца?  

Джой: Нет, никогда. Я никогда еще не танцевала, никогда не занималась балетом, у меня не было никакого танцевального опыта. Я немного занималась пением, но это ерунда, я ни разу не выступала.

Танец против предрассудков (о фильме "Пина. Танцующие мечты"). Изображение № 2.

Б.Б: Анне, а Вы напротив очень хорошо знали Пину Бауш. Что связывало Вас с ней?

Анна Линзель: Сперва это были только профессиональные отношения. Так как я живу в Вуппертале, я имела счастье познакомиться с ней, в 1973, сначала я познакомилась с ее постановками, а потом уже с ней лично. В дальнейшем наши отношения переросли в дружбу. Сначала я сопровождала ее как журналист на различных радиопередачах, писала рецензии. А когда наши отношения стали более теплыми, я стала снимать фильмы, как раз из этого выросли наши новые личные взаимоотношения.

Б.Б: Легендарную постановку Пины Бауш «Kontakthof» Вы видели много раз. Существует  версия спектакля с непрофессиональными актерами, как сама Пина их называла, «дамами и господами за 65». Потом перед вашей камерой создавалась постановка с участием молодых ребят. Какие моменты для Вас были наиболее интересными в нём?

Анна Л.:  В этом спектакле речь идет о самых жизненных переживаниях, о любви, надежде, стремлениях, мечтах. Взрослые, «дамы и господа за 65», создавали этот спектакль уже имея большой жизненный опыт, и это чувствовалось на сцене. 

Танец против предрассудков (о фильме "Пина. Танцующие мечты"). Изображение № 3.

С самого начала самым интересным было — что же покажут эти ребята? Разве они уже испытывали  такие чувства? Да, они влюблялись, в детском саду. Но это, конечно, совсем другое. В этом спектакле было и то, что они испытали будучи детьми, и их надежды, мечты. Эти эмоциональные моменты, которые итересовали, завораживали меня, они действительно были очень захватывающими.

Б.Б: Причем они, совсем юные, многого вообще ни разу не испытывали. Один мальчик в фильме например говорит:  «Так, как у Пины Бауш, я еще ни разу не прикасался к девочке». То, как он это сказал, меня очень тронуло. В этом спектакле речь идет безусловно исключительно о чувствах, о сближениях, о границах, о взглядах, прикосновениях, движениях, которые полностью наполняются смыслом. В нем также рассказывается о стыде, неловкости, страхе, о ярости. Здесь смеются и плачут. Джой, а для тебя в этом что было самое сложное?

Джой: Самым сложным было довериться кому-либо в группе, где было много разных людей, разного происхождения, из разных школ. Это действительно сложно внезапно вступать с людьми в тесный контакт и прикасаться к ним... что вначале от нас не так строго требовалось и зависело от желания, но потом все становилось более серьезным. И вот здесь уже нужно  было немного преодолевать себя, чтобы хоть как-то доверять людям. Сначала это было очень трудно сделать.

Танец против предрассудков (о фильме "Пина. Танцующие мечты"). Изображение № 4.

Б.Б: Где-то в фильме Пина Бауш говорит, что вы прекрасны, когда остаетесь самими собой  и чрезмерно не напрягаетесь,  чего возможно было нелегко добиться. Анна, были ли сцены, когда Вас просили не снимать?

Анна Л.: В самом конце была такая ситуация: после последней репетиции  перед премьерой все собрались на сцене, Пина Бауш хотела поговорить с ребятами и выразить им свою благодарность. И тут она нас попросила убрать камеру. Сначала мы были потрясены этой просьбой. Я тогда осталась, но уже без камеры, и только тогда ясно поняла, чего она хотела.

Пина Бауш была очень сдержанным, скромным человеком, который  никогда не  творит напоказ. Тогда она поблагодарила ребят и сказала, что очень счастлива, что они не дают «умереть» этому спектаклю, передают его дальше. Она была очень тронута, в ее глазах стояли слёзы. И поэтому она, конечно, не хотела, чтобы мы это снимали, я потом уже это поняла.

Танец против предрассудков (о фильме "Пина. Танцующие мечты"). Изображение № 5.

Б.Б: Из Вашего фильма, становится понятным, как проект сближает ребят и как в процессе разрушаются стереотипы.  Джой, а что для тебя является стереотипом, или касались лично тебя какие-либо из них?

Джой:  Да, думаю, стереотипов было очень много, ведь мы знали совсем немного друг о друге: кто откуда пришел, у кого какие отношения в семье. Или например: я очень худая, и, конечно же, каждый думает, что у меня с этим какие-то проблемы. А это не так. Сначала нужно было как-то мириться с этими стереотипами, а потом уже пытаться объяснить всем, что такие худые люди существуют. Иногда сложно доказать  людям, что у тебя столько же сил, как и у других танцоров. Приходилось настаивать и стоять на своем.

Танец против предрассудков (о фильме "Пина. Танцующие мечты"). Изображение № 6.

Б.Б: Об этом тоже Пина Бауш говорит в своих спектаклях. В ее труппе всегда были танцовщицы с более пышными формами или, наоборот, слишком худые. Многие ребята рассказывают в фильме о непростых моментах в своей жизни: некоторые эмигрировали, у кого-то нет одного из родителей, как в твоей семье, например. Каким образом этот проект изменил твою жизнь?

Джой: Во всяком случае я стала увереной в себе. Теперь я знаю, как я к себе отношусь, я стала довольна собой, так как в определенном возрасте ты чувствуешь себя не очень комфортно в собственном теле. Я горжусь собой, что я это сделала. С помощью танца я поняла, что я такая, какая есть и не нужно в себе ничего менять. Благодаря Пине все во мне пришло к какой-то гармонии, и я очень счастлива.

Танец против предрассудков (о фильме "Пина. Танцующие мечты"). Изображение № 7.

Б.Б: Джой что-нибудь о Пине Бауш тебе запало в душу — ее предложение, вопрос, жест?

Джой: Она всегда говорила: «Оставайтесь теми, кто вы есть, вы не должны себя менять. Вы все настолько прекрасны!». И она была всегда так счастлива, когда нас видела. Что меня поражало, так это то, что она всегда ужасно много курила... На самом деле на репетициях это была просто Пина, она приходила и садилась. Когда она приходила, то создавалась совсем другая атмосфера, мы вели себя очень воспитанно, но... Пина только наблюдала, а потом высказывала свои замечания, что было хорошо, что нет, над чем можно поработать. И было столько неповторимых вещей, которые могла делать только Пина Бауш, их даже невозможно перечислить.

(C) Deutschlandradio Kultur, полная версия интервью: http://www.dradio.de/dkultur/sendungen/kinoundfilm/1143295/

Перевод Анастасии Бергарт

Рассказать друзьям
3 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются