– Они нелюдимые, словно бездомные животные.
– Они выдают нам одежду, но не всю эту одежду можно носить. Поэтому мы вынуждены идти на мусорку, потом мы стираем эту одежду, и её можно носить.
– Это бесконечное ожидание угнетает их моральное состояние. Они приехали сюда за лучшей жизнью, а оказались в заточении на шесть месяцев без работы и без документов.
Проблема иммигрантов, перенаселение больших городов «нелегалами», смешение наций и рас, «захват территорий» южанами, столкновение культур и обычаев – сегодня каждая развитая страна сталкивается с этим. Но в фильме Антонио Мартино «Нигеры» показан не мегаполис, а крошечный итальянский городок Сант’Анна, где эта проблема принимается местными жителями – и самими иммигрантами – острее, чем в столицах.
На протяжении всего фильма никак не можешь понять, на чьей стороне ты стоишь. Вот тебе бабушка и дедушка – громкие итальянцы, прожившие в этой деревеньке 50 лет, которые действительно страдают от того, что автобусы полны «нигеров», а на улицах царит проституция, чего раньше Сант’Анна даже и представить себе не могла. А вот тебе житель лагеря для беженцев, который говорит: «Отдайте мне документы – и я уеду, мне здесь не место» или «Все, о чем я сейчас мечтаю, это получить здесь образование, чтобы потом изучать мораль, потому что мораль тесно связана с религией». И в голове вихрь из pro и contra – все хорошие, у всех нет выбора, и каждая сторона в итоге страдает.
Для жителей маленьких городов, наверное, эта проблема кажется более острой, чем для столичных денди: в мегаполисах иммигранты теряются на фоне туристов, местных жителей, цыган и проч., растворяются в шумных и многолюдных улицах. В Сант’Анне их видно сразу, и там чернокожий парень не может подойти и спросить, сколько времени – от него отвернутся и быстрее пойдут прочь. В этой ситуации никто не знает, что делать – ни власти, ни беженцы, ни жители городка. Италия – одна из наиболее бюрократизированных стран в мире, поэтому каждой бумажки, каждого документика иммигранту приходится ждать месяцами. Он даже не может уехать из страны – вся система кричит ему: «без бумажки ты букашка, а с бумажкой - человек». Вот он и пьет, гуляет по улицам, целыми днями спит и роется в мусорных ящиках – что еще он может сделать «без бумажки»? Долгие месяцы ожидания, пока в его родной стране идет война и, может быть, умирают его близкие люди, а он не может им ничем помочь – даже материально – потому что итальянское правительство не дает ему работать.
К финалу фильма просто подползаешь измученным, потому что Антонио Мартино не может остановиться на одной позиции дольше, чем на пять минут, – он просто не дает тебе отдышаться и принять чью-то точку зрения. Такое ощущение, что тобой играют в настольный теннис: как тебе на этой стороне стола? А на этой? А что теперь скажешь? От начала и до конца в картине проходит чуткая толерантность и в то же время как будто навязанная необходимость сделать выбор.
И говоря «картина», я не преувеличиваю. Любителям красивых кадров и правильного монтажа этот фильм действительно доставит удовольствие.
Бесплатный показ фильма «Нигеры» состоится во вторник (21 февраля) в малом зале московского Дома журналистов (Никитский бульвар, д. 8а). Подробности о показе.
Комментарии
Подписаться