Громкие голливудские премьеры уже давно стали привычными событиями для московского зрителя — по мере того, как обороты отечественного кинопроката растут, все больше звезд оказывается в нашей столице. Не миновала красной дорожки на Новом Арбате, перед кинотеатром «Октябрь», и команда «Джона Картера», нового блокбастера, которым The Walt Disney Company исправно радует нас каждую весну.
По сравнению с поклонницами Дэниела Редклиффа, которого Disney привозил не так давно, по случаю премьеры «Женщины в черном», фанатки Тейлора Китча выглядели несколько бледнее. И это понятно — Китч старше, но его крупнейшие проекты еще впереди, а в активе, кроме небольших ролей, только партия Гамбита в «Росомахе». Удивительно вообще, что ловкого юношу рядом с героем Хью Джекмана кто-то запомнил — и полюбил.
Впрочем, в зале фанатки были куда более активны — во всяком случае, слышно их было куда лучше, чем всю остальную многочисленную публику. Которая оказалась, кстати, самой разной — были тут и дети, и представители, как говорится, старшего поколения, и победители конкурса на Кинопоиске, и люди с портала Кино-Говно. Кто-то с восторгом обсуждал творчество Эдгара Райса Берроуза, кто-то — какие им достались места, а серьезные мужчины, покупая попкорн, спорили: «Джон Картер» — мультик, или нет. И хотя «Джон Картер», конечно, совсем не мультик, думать так есть все основания — режиссер Эндрю Стэнтон, тоже появившийся на премьере, прославился своей успешной карьерой в студии Pixar. Два «Оскара», за «В поисках Немо» и «ВАЛЛ-И» — веское доказательство профпригодности, однако блокбастерами с живыми актерами Стэнтон раньше никогда не занимался, и Disney пошел на известный риск.
Спор серьезных мужчин один из них подытожил словами «Короче, будет красиво» — и совсем не ошибся. «Джон Картер» оказался действительно красив. Дело не только и не столько в формате IMAX, в котором была организована премьера, или богатых 3D-эффектах. И даже не в том, с каким размахом и тщательностью сделаны пейзажи Марса, с какой дотошностью художники под руководством Стэнтона рисовали каждый винтик марсианских машин и каждый кирпичик строений. Дело в стиле. Блокбастеры от Disney вообще отличаются стилем, как «Пираты Карибского моря», например, или бёртоновская «Алиса в Стране Чудес», но «Джон Картер» приблизился вплотную к границе между антуражем зрелищного фильма и настоящим, большим искусством.
Картина недаром стилизована под популярное нынче ретро. Помимо того, что к этому обязывает первоисточник, созданный в начале XX века и наивный даже по тем временам, ретро — это актуально. Не знаю, каким образом, начиная съемки, Стэнтон угадал, что даже «Оскары» в этом году достанутся ретро-картинам — «Артисту» Хазанавичюса и «Хранителю времени» Скорсезе. Но «Джон Картер» отлично совпадает с ними — и по духу, и по наивности, которой отличались когда-то все, не только детские и юношеские, фильмы.
А «Джон Картер» — это зрелище для всех, но история прежде всего «для детей и юношества», как писали в советское время. Очень наивная, но на удивление не схематическая, соответствующая букве первоисточника, но изрядно разбавившая его пафос, история Джона Картера с Земли — классика в хорошем смысле слова. Обязательные героические моменты щедро разбавляются комическими вставками, самые непроницаемые персонажи вдруг оказываются смешными (эпический Кьяран Хайндс в роли местного правителя, четырехрукий и зеленокожий Уиллем Дефо). Наверное, это можно назвать «как всегда, только лучше» — неудивительно, что критика, обычно к таким блокбастерам неблагосклонная, «Картера» всецело одобрила.
Как и зал, который на финальных титрах не ринулся, как всегда, к выходу, а разразился аплодисментами — даже на громких голливудских премьерах в Москве такое все-таки случается не всегда.
Комментарии
Подписаться