Унесенные бурей. «Джон Картер» как сентиментальное фэнтези
«Джона Картера» как только ни называли. И самым ожидаемым фантастическим блокбастером года. И проектом для довольно-таки ограниченного круга фанатов Эдгара Райса Берроуза. И новым «Аватаром». И попыткой воскресить наивную романтику «Звездных войн». Вольная экранизация сразу нескольких героико-приключенческих повестей столетней давности, «Джон Картер» на деле оказался не только красивым, масштабным и пафосным, но еще и трогательным и сентиментальным.
Главный герой — капитан Джон Картер, биография которого, сознательно или нет, отсылает к бессмертному образу капитана Ретта Батлера — не столько сражается за справедливость, сколько добивается любви принцессы. Недаром на роль Картера взят красавец Тейлор Китч, засветившийся разве что в полутора больших проектах. Принцесса Дея Торис (Линн Коллинз) по сравнению с книгой стала заметно скромнее — в оригинале она, кроме украшений, ничего не носила — а также умнее, изворотливее и решительнее. Слова любви и поцелуи звучат в «Джоне Картере» почти так же звонко, как сталь старомодных клинков и зеленые вспышки от марсианского пороха. Словом, почти «Унесенные ветром» — только в красном колорите.
Изрядная доля сентиментальности ничуть не мешает «Джону Картеру» быть эталонным приключенческим боевиком. Любовь любовью, а война-то идет. Поставлена она с размахом: наблюдая битвы летающих кораблей или побоища кочевников, понимаешь, куда ушел производственный бюджет в четверть миллиарда долларов. Местные 3D эффекты — еще полтора года пост-продакшна, если верить слухам — сделали бы честь любому блокбастеру современности. Флора отсутствует, зато фауна отличается не только завидным разнообразием, но и обычно избыточным числом лап. Древние храмы, загадочные артефакты, красочные улицы — все в наличии.
Есть и совершенно необходимые любой эпопее для нормализации атмосферы сайд-кики. В роли марсианских 3PO и R2D2 выступили слегка смахивающая на гигантскую, но очень проворную жабу собака Вула, ее непутевая хозяйка Сола (Саманта Мортон) и почему-то храбрый генерал Кантос Кан (Джеймс Пьюрфой). Последнему принадлежат три самые смешные шутки двухчасового блокбастера, в котором и пафос достигает небывалых высот, и разбавлен он юмором щедро.
Короче говоря, «Джон Картер» оказался совершенно универсальным фильмом — он почти так же подходит для зрителей любого пола, возраста и вкусовых предпочтений, как классические мультики Pixar, которыми и прославился режиссер Стэнтон. При этом жанровая неопределенность и резкие, как прыжки Джона Картера, переходы от пафоса к фарсу, от эпики к мелодраме, одновременно восхищают и вызывают легкое головокружение. Возможно, вторыми «Звездными войнами» истории не стать — из девятитомного цикла Берроуза и так выжата добрая половина интересного — но «Джон Картер» явно станет не просто весенним блокбастером, но и определенной вехой. В конце концов, до сих пор никто так не смешивал любовь, войну и комедию в фантастическом антураже, как специалист по анимации из Pixar.
Комментарии
Подписаться