– Я воспитана в индийской культуре, говорю на хинди, отмечаю национальные праздники, и оттого, что я надеваю джинсы или съедаю гамбургер, я не становлюсь американкой. Просто культура меняется.
– Если девушку воспринимают как кусок мяса, оценивают ее по объему груди, бедер, это позор не только для индийских женщин, но и для женщин всего мира.
– Многие думают, что конкурсы красоты унижают женщин, потому что ее оценивают по внешности. Но я считаю, что здесь больше: это дает им уверенность в себе, мужество идти дальше.
– У нас все еще существует две Индии.
Документальный фильм Ниши Пахуджи «Мир перед ней» рассказывает о жизни женщин в Индии, о выборе, который каждая из них может сделать, но не каждая это осознает.
Женщина в индийской культуре – безвольная хранительница домашнего очага, которую можно избить, на которую можно накричать, которой можно управлять. Многих женщин мужья просто не выпускают на улицу, и они проводят всю жизнь в заточении. Это не насилие, это менталитет. Но в условиях глобализации мир меняется, и женщины Индии узнают о том, что можно жить независимо, строить бизнес, работать в компаниях и корпорациях, заявить о себе.
Фильм «Мир перед ней» основан на контрасте между девушками, которые видят конкурс красоты «Мисс Индия» как способ обрести независимость, и девушками, которые несколько раз в год ездят в крайне экстремистский националистический женский лагерь, где им толкуют слова Кришны как повеление убивать всех, кто не принимает индуизм. Первые борются за свою свободу, свободу выражать свое мнение, свободу не скрывать свою внешность, за право выходить на улицу в джинсах, а не в сари; вторые считают, что женщина должна оставаться такой, какой была 5 тысяч лет назад, и что капиталистические тенденции, которые приходят в Индию, разрушают быт, нравы, обычаи, традиции, подрывают весь институт культуры, сформированный в течение многих веков.
В Индии действительно странно ходить по улицам: с одной стороны на тебя смотрит женщина в закрытом сари, в ушах у нее столько золота, сколько европейцы предпочитают даже дома не хранить, а на лбу – точка, обозначающая принадлежность к определенной касте; с другой стороны проходит девушка в офисном костюме: высокие каблуки, короткая юбка, блузка, которая никогда бы не застегнулась до самой верхней пуговицы, и приталенный пиджачок. Пожалуй, это единственное место, где так тесно сплелись национальная культура и европейская. Но то, что можно увидеть в фильме «Мир перед ней», заставляет присмотреться к этой проблеме не только с точки зрения одежды, в которой ходят женщины.
Отец девушки, которая 21 год подряд ездит в националистический лагерь, где их учат стрелять из АК-47 (что в принципе противоречит религии, ведь индуизм подразумевает любовь ко всему живому настолько, что проповедует вегетарианство), говорит: «Может ли она выбирать то, что будет делать, будучи не замужем? Нет», а чуть позже: «Ее надо бить, тогда она слушается. Особенно, когда плачет, тут я совсем могу разозлиться». А его дочь Прачи говорит: «Он бьет меня всегда за дело, это правильно». А потом: «Конечно, я готова убить человека, если он будет нападать на мою религию».
Тогда к участницам конкурса красоты «Мисс Индия» начинаешь относиться с пониманием. Для них это практически единственный выход не зависеть от мужчин: строгих отцов и будущих мужей. Участие в конкурсе красоты – это не просто возможность попасть в модельный бизнес или стать актрисой Болливуда. Это возможность зарабатывать свои деньги, жить своей жизнью, спать спокойно и знать, что завтра с утра тебя ожидает не насилие и побои, а рабочий день, новые встречи, улыбки.
Остается открытым вопрос, почему режиссер фильма Ниша Пахуджи не выбрала в противовес девушкам с конкурса красоты женщин традиционных, неэкстремистских взглядов. Ведь наверняка они тоже не полностью одобряют конкурс бикини на индийском телевидении (для Индии даже компания «Дисней» отдельно дорисовывает длинные рукава принцессам из мультфильмов). Они не настолько вызывали бы негодование у зрителя, они бы не держали кинжалы в руках и не учились бы в кадре ломать руки противнику. Возможно, они бы могли объяснить в фильме, почему индийская культура настолько крепка, почему многие женщины хотят и любят носить сари, почему для них так важно сохранить традиции и быть идеальной индийской женщиной. Но, к сожалению, они просто не появляются на экране.
Фотографии - с официальной страницы фильма в Facebook
Комментарии
Подписаться