Все примерно знают, чем прославилась группа «Война». Многие видели материалы с перевернутыми полицейскими машинами и прочие протестные акции. Многим известно, что участники группы получили главный приз премии «Инновация» в 2010 году в номинации «Произведение визуального искусства» за акцию с гигантским фаллосом на Литейном мосту.
Позднее директор Мультимедиа Арт музея Ольга Свиблова призналась, что, оказывается, не все члены экспертного совета считали «Х.Й в ПЛЕНу у ФСБ!» - лучшим произведением, поданным на премию. Да, и её личное мнение об этой работе базируется на том, что концептуальное искусство должно восприниматься и судиться только вместе с текстом, то есть с названием. А конкретно в данной работе название тяжелое, неумное и не изящное. И если текст плохой - то произведение не состоялось.
У фильма Андрея Грязева «Завтра» название изящное, хоть и пространное. И уже многие спорят о том состоялась картина или нет. Споры начались полгода назад после премьеры фильма в Берлине. Теперь все опять спорят после показа на ММКФ в конкурсе документального кино. Шумиха вокруг «Завтра» не скоро утихнет - через пару недель фильм выходит в ограниченный российский прокат.
Короче говоря, резонанс есть и это довольно славно, потому что резонанс этот возник вокруг документального фильма, а в ситуации тотального многогодичного презрения отечественного общества к этому жанру кинематографа - это вдвойне славно!
Конечно, на резонанс повлияла скандальная тема. Но если говорить только о деятельности «Войны» после просмотра фильма - то от фильма ничего не останется. И вообще все осведомленные итак уже сделали свои выводы об этой арт-группе год, два, три назад, когда никакого фильма еще не было. В настоящий момент в центре внимания - именно фильм. И «Войне» это, по всей видимости, не нравится. Поэтому герои картины пытаются устроить очередной перформанс с грозными письмами в дирекцию ММКФ и ерническими интервью для модных интернет-порталов. Но они так делают просто потому что не могут не делать. Очевидно, Андрей Грязев прекрасно это понимает и совершенно никакого внимания не обращает ни на суды, ни на издевательства в свою сторону, потому что неплохо изучил своих героев. А не это ли главное для успешного фильма?..
Конечно, это. Но плюс еще кое-что. В ситуации модного в нашей стране на данный момент левого дискурса и протестного маркетинга, когда многие при определенной сноровке успевают за короткий срок сделать себе пиар и карьеру великих демократов, скандал начинает работать как стратегия художественного действия. А протестный скандал работает еще быстрее. Сам протест успел превратиться в конъюнктуру. Так что своевременность «Завтра» налицо, общественные тренды полностью на стороне фильма, и это - безусловная заслуга продюсера, то есть самого Грязева.
Грязев-режиссер, судя по всему, не вступает в сильные противоречия с Грязевым-продюсером, оставляя свое мнение при себе, но зато собирая в одну копилку массу волнующих и занятных эпизодов про материнскую любовь и анархический образ жизни, ненависть к обывателям и помощь обессилевшим, про любовь в целом и ненависть тоже в целом.
Да, что говорить - люди, называющие своего полуторагодовалого сына Каспера «художником и активистом группы Война, дважды избитым и трижды арестованным» (информация с официального сайта группы), не могут не представлять интереса для документального кино. Какая разница - как зритель к ним отнесётся? Это артефакты. И кроме как в фильме «Завтра», нигде больше не увидишь, в каком мире они живут и не поймёшь, на каком языке разговаривают. Вообще анархия всегда вызывала интерес и чаще, конечно, у тех, кто на неё не способен. А не способны на неё почти все. Как-то со временем сама «Война» стала анархической поп-звездой, чем и обесценила собственные взгляды. Миллиметр в ненужную сторону - и протестное искусство начинает напоминать дурные клоунские акции.
Вот и фильм «Завтра» настолько актуален на сегодня, что это может обесценить его для вечности. Да, даже для пары десятков лет... Но прямо сейчас это, правда, не так уж важно.
Что, по-настоящему, волнует всех нормальных людей после просмотра фильма, - и отдельное спасибо автору за фокусировку именно на этом, - так это судьба Каспера. Что скажет лет через двадцать этот ребенок-эксперимент из закрытой арт-секты? Он может стать умопомрачительным героем для нового глобального документального проекта в духе Сергея Мирошниченко. Только представьте: «Рожденный в Войне»: Каспер в год, в восемь лет, в пятнадцать, в двадцать два... Документальная анархо-фантастика! И как раз Андрею Грязеву что-то подобное точно будет под силу с его талантом проникать в протестную среду. Так что сил автору, так или иначе!
Комментарии
Подписаться