Views Comments Previous Next Search

«Гавр» Аки Каурисмяки

0826
НаписалНаталия Rentochka29 июня 2012
0826

Марсель Маркс (Андре Вилмс) - в прошлом писатель из “Жизни богемы”, а теперь представитель уходящей профессии башмачника, вот-вот станет “лишним” человеком в портовом городе Гавр, а пока у него есть хоть какие-то клиенты и он может прокормить себя, жену Арлетти (Кати Оутинен) и собаку Лайку. В один день спокойная жизнь расстраивается: его жена попадает в больницу, а в своем доме ему приходится приютить беженца. Чернокожий мальчик должен был перебраться из Африки в Лондон в грузовом контейнере со своей семьей, но произошла внезапная “ошибка компьютера”, и он оказался в Гавре. За ним охотится вся городская полиция, во главе которой инспектор Моне (Жан-Пьер Даруссен) в черном плаще с поднятым воротником, словно герой-одиночка, вырванный из нуара сороковых.

В фильме много курят, и это не щеголи с Мэдисон-авеню из сериала “Безумцы” (Mad Men), а простые трудяги из рабочего района Гавра, которые, затягиваясь, скорее ностальгически смотрят вдаль, чем думают о будущем - с ним уже все решено, а вот прошлое - это самое ценное, что у них осталось. Молчаливые и скупые на эмоции герои фильма никак не похожи на темпераментных французов, а скорее выглядят как тучные финны, которых Каурисмяки перевез во Францию.

Время в фильме будто замерло: дисковые телефоны, виниловые проигрыватели, и люди узнают о новостях в газетах, а не бегут на новостные сайты, кажется, что действие укладывается в промежуток времени между шестидесятыми и восьмидесятыми годами. Единственное, что связывает повествование картины с настоящим - это одна из самых наболевших тем после финансового кризиса - ненависть европейцев к “понаехавшим”. В фильме “Вдаль уплывают облака” Каурисмяки своим оптимистичным финалом давал понять, что будущее есть и у безнадежно безработных. Главное - быть хорошим человеком и жить в надежде на то, что завтра удастся поесть и починить прохудившиеся ботинки. Рецепт, который Каурисмяки описывает в “Гавре” - это человеческая солидарность в обход государственного контроля.

Бюрократическая машина из романов Кафки, которого зачитывают подруги больной Арлетти в больнице, пытается съесть маленького человека из Африки по имени Ирзиода, а он бежит от нее, сверкая пятками. Фильмы Каурисмяки с первого взгляда монотонны, и в них, как и в нашей жизни, ничего не происходит: часы “Стрела” куда-то бегут, а купленный в кредит телевизор Sony так и ни разу не включается.

Рабочие готовы отдать последнее, чтобы помочь одинокому африканскому мальчику вернуться к матери, после чего хочется покаяться во всех земных грехах и устроить революцию ради отсутствия границ. Европе и так суждено превратиться в курорт и пристанище для беженцев из “третьего мира”, а она, как упрямый невидимый сосед-стукач, хватается за законы и пытается сохранить свою идентичность, растворяющуюся в полете на Луну в космическом корабле компании Virgin. И только фильмы Каурисмяки будут вдохновлять как весенний дождь, - после них снова захочется жить и кричать о том, что все мы люди.

Текст предоставлен сайтом www.kino-teatr.ru

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются