Views Comments Previous Next Search

«Багровый цвет снегопада» Владимира Мотыля

0737
НаписалНаталия Rentochka29 июня 2012
0737

Владимир Мотыль работал над своим последним фильмом, «Багровый цвет снегопада», шесть лет, масштаб картины оправдывает столь долгий срок. Действие фильма охватывает 23 года, с 1916 по 1939, и не меньший размах территорий: от Сибири до Канады, проходя через Петербург, превращающийся в Петроград, Киев, радующийся вольной Украине, и советскую Москву. Режиссер создает фактурную картину этого обширного по всем параметрам прошлого: в фильме не найти и двух героев с одинаковой манерой речи, а временной и территориальный диапазон истории диктует своеобразие мод, интерьеров и бытовых мелочей. Граненые стаканы сменяются изысканными фужерами времен нэпа, пышные дворцовые интерьеры Петербурга — убогими эмиграционными каморками в Праге, церковная утварь — балалайками, воспевающими Стеньку Разина.

В центре сюжета судьба Ксении Герстель (Даниэла Стоянович), дочки крупного киевского фабриканта и правнучки декабриста. Потерявшая всю семью девушка едва не погибла на передовой Юго-Восточного фронта в Первую Мировую, но вместо этого покалечила собственной безрассудностью видного полковника Ростислава Баторского (Михаил Филиппов) и в его лице встретила свою любовь.

Владимир Мотыль, снимая масштабное историческое кино, будь то «Белое солнце пустыни» об установлении советской власти в Средней Азии, «Женя, Женечка и "катюша"» о Великой Отечественной войне или «Звезда пленительного счастья» о восстании декабристов, всегда фокусируется на человеке, помещая героя в центр истории, и уходит от принятого в советском кинематографе жанра эпопеи. В «Багровом цвете снегопада», напротив, сюжетообразующей оказывается судьба девушки, показанная сквозь призму больших событий. Не декларируемая и навязываемая, а ощущаемая связь отдельного человека со страной и вытекающая из этого ответственность и трагедия — ключевой мотив фильма, который неустанно повторяет Ксения: «я любила Россию, а она меня—нет».

19-53 — номер домашнего телефона полковника и соотношение возрастов Ксении и Ростислава. На таких странных сближениях и совершенно литературных совпадениях строится сюжет фильма, то и дело перекликающийся с романом Пастернака «Доктор Живаго». Литература вообще играет в фильме особую роль: не известно, как бы сложилась судьба Ксении, не посмотри она «Три сестры». Пьеса, появляясь в картине неоднократно, работает на двух уровнях: как двигатель сюжета и как контрапункт. Как и чеховским персонажам, Ксении и ее близким присущи неприятие пошлости, корыстных, мелочных интересов, трусости, замкнутости в мире быта — героев с такими простыми и в то же время сложными моральными принципами давно не возникало на российском экране.

Может показаться, что картина слишком прямолинейна: стойкая героиня, ее благородный муж, честный брат, верная подруга очевидным образом получают все зрительские симпатии, а сторонники Красных показаны карикатурно, да так, что с возмущением Ксении про невозможность «допускать чернь к политике» сложно не согласиться. Однако, вместе с тем фильм не допускает однозначных обобщений, и среди той самой "черни" встречаются поистине прекрасные образы: рабочий на грязном сибирском заводе, не согласный с общими настроениями; старушка в Киеве, пытающаяся предотвратить избиение человека. Напротив, среди жандармов оказываются те, кто с оружием идут на требующих хлеба женщин. Список подобных эпизодов можно продолжать, важно то, что понятие «чернь» у Мотыля определяется не социальным положением, а внутренними нравственными установками героев. «Чернью» оказывается тот, кто готов пожертвовать своей женой и ребенком, если в партии «холку почистят», кто готов убить соседа за то, что тот «москаль» и старика ради наживы.

Фильм не отличается захватывающим сюжетом – последовательность событий проста и ожидаема, не удивляет оригинальностью героев – таких было много в кинематографе и, особенно, в литературе, но зато лента как будто бы погружает в мир основополагающих для человеческого существования вещей – честности, верности и любви. Совсем обычных, но оттого таких важных.

 

Материал предоставлен сайтом kino-teatr.ru

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются