Views Comments Previous Next Search

«То, что ее заводит» Яннике Сюстад Якобсен

1633
НаписалНаталия Rentochka3 июля 2012
1633

Провинция. Ощущение безысходности сдавливает все органы чувств. Единственное развлечение здесь – танцы в местном ДК. Кругом овцы и вялые дети, играющие в непонятные игры. И над всем этим царит смертная тоска, многих доводящая до отчаяния или спасительного побега в большой город…

Согласитесь, знакомая до боли ситуация.

Вся Россия представляет собой примерно такую же картину, пусть и более осовремененную ввиду наличия Сети Интернет, сотовой связи и кабельного телевидения, но такую же серую и беспросветную.

Но речь в данном случае не о России, а о Норвегии, чей кинематограф последние годы переживает бурный всплеск свежих, незатасканных идей, течений и направлений. И картина дебютантки Яннике Сюстад Якобсен «То, что ее заводит», о которой пойдет речь, – очередное свидетельство уникальности современного норвежского кино.

При всей своей кажущейся «чернушности» и вульгарности, фильм Якобсен представляет собой образчик светлого, чуть ли не гуманистического кинематографа. Вступив на территорию «Чучела», «400 ударов» и прочего пресловутого кино о взрослении, режиссер неожиданно мастерски преподает нам урок о терпимости, взаимопонимании и коммуникабельности. Обучению нравственности не мешает даже присутствие в кадре и вербально детородного органа, который играет скорее информативную роль, чем порнографическую или эстетическую.

Но фильм – это не только урок об этике, но и своеобразная игра в реальность. Наблюдая за житием-бытием пятнадцатилетней Альмы, мы порой не можем отличить жизнь девочки, остро переживающей пербутатный период, от ее фантазий. В этом, конечно же, «повинен» режиссер, который – совместно с оператором Марианне Бакке – создал будничную картину происходящего и умышленно лишил выдумку какой-либо экспрессивной окраски. Оно и понятно. Разве в провинции могут быть яркие фантазии?!

Последнее замечание можно даже высказать в укор создателям, но при виде Хелены Бергсхольм, исполнительницы главной роли, не особо хочется ругать картину даже за какой-нибудь сильный изъян. Ее Альма – это не только жертва обстоятельств, но и сильная, цельная личность, повзрослевшая раньше своих сверстников. Разумеется, это не Ева из испанской фантазии на тему будущего, и не феноменальная Джордана из «Субмарины», и, уж тем более, не несчастная Эва Ионеско. И, тем не менее, глаза Альмы светятся неким знанием, которое недоступно остальным.

В противовес Альме, переживающей сексуальное влечение к своему однокласснику Артуру (весьма неоднозначный идеал для вожделения), в фильме присутствуют ее подруги. Ингрид (Беата Стефринг) принимает жизнь такой, как она есть. А Сара (Малин Бьерховде) мечтает стать активисткой за права человека где-нибудь в Техасе, подальше от их провинциальной дыры. Они как бы уравновешивают эту нестандартную историю (особенно Сара, которая влюбляется в местного «торчка»).

В картине также присутствует, как обязательный элемент, мать главной героини, по сложившейся традиции не понимающая свою дочь-подростка. Генриетта Стинстрап обошлась без тирании Ирины Ионеско, но и в ней чувствуется некая нервозность и стервозность, которая, впрочем, вскоре легко объясняется наличием тайного ухажера.

Остальные актеры в данной картине присутствуют лишь как элемент, характеризующий местный колорит и безумие ситуации (в чем безумие – это лучше выяснить вам самим при просмотре).

Напоследок скажу, что если вам в свое время понравились «Покажи мне любовь» или «Моя маленькая принцесса», то «То, что ее заводит» следует смотреть в обязательном порядке. Остальные же могут оценить эту качественную трагикомедию о взрослении либо ради интереса к современному норвежскому кино, либо из любви к этому искусству в целом.

 

Материал предоставлен сайтом www.kino-teatr.ru

Рассказать друзьям
1 комментарийпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются