Свежеизбранный понтифик (Мишель Пикколи) не решается выйти на балкон и показаться на глаза собравшейся на площади Св. Петра многотысячной толпе. В самый ответственный момент он говорит, что еще не готов, и бог дал ему ношу не по плечу, чем вызывает шок и нервный тик у сотни блуждающих на заднем плане кардиналов, швейцарских гвардейцев и деятельного ватиканского чиновника (Иволгин из "Даунхауса" Ежи Штур). Остальная многомиллионная армия католиков остается в неведении и в экстатическом ожидании нового духовного лидера, который пока, как маленький ребенок, пытается спрятаться от проблем под столом.
Участник прошедшего Каннского кинофестиваля и, кажется, лучшее на сегодняшний день творение итальянского режиссера Нанни Моретти постоянно балансирует на грани драмы и абсурдистской комедии. Личностный кризис развивается на фоне гипертрофированно комичных католических традиций и ритуалов, которые Моретти сначала выворачивает наизнанку, потом немного рассматривает, улыбается в бороду и складывает обратно, вроде, ну пусть себе будут. Пикколи как всегда крайне убедителен в роли человека, который понимает, что иметь внутренние проблемы в середине восьмого десятка - это немного не комильфо, но не может с этим ничего поделать и принять больше, чем осилит.
Сам Моретти по традиции играет одну из главных ролей- папского психоаналитика, который походя экзаменует весь католицизм. Он иронизирует и легонько издевается, задавая неудобные вопросы целой религии, а поняв, что ответа от нее ждать бесполезно, учит священников мухлевать в карты и подавать с подкруткой в волейболе.
Кроме разбора по косточкам самих понятий веры и церкви, Моретти выводит еще два конфликта: традиции и современности (конклав подается как реалити-шоу, а проход кардиналов на совещание - как трансляция с "Формулы 1") и этой самой традиции с личностью. И если с современностью традиции католицизма в силу самой своей сути, в общем-то, разберутся, то с личностью все по-другому - в финале, как и положено в итальянском гуманистическом кино, она победит.
Материал предоставлен сайтом www.kino-teatr.ru
Комментарии
Подписаться